Крановщик — ювелир тяжелой промышленности. Как женщины справляются с тяжелой техникой

19.01.2024

Все профессии нужны, все профессии важны – такого принципа придерживается Reconomica , и старается осветить для вас как можно больше нюансов разных специальностей, от до .

Сегодня список рабочих специальностей на страницах нашего журнала пополнит редкая профессия, требующая физической выносливости и ювелирной точности, но при этом считающаяся на постсоветском пространстве скорее женской – машинист крана. Свою историю читателям поведает крановщица из Курганской области.

Доброго времени суток! Меня зовут Елена Анатольевна Гребенщикова , я работаю в ЗАО «Курганстальмост » машинистом мостового крана с большим стажем, имею шестой разряд.

С давних времен древние народы Китая, Египта, Мидии и многих других цивилизаций возводили постройки только при помощи собственной мышечной силы. Глядя на возможности и потенциал наших предков, начинаешь сомневаться, что такие шедевры и правда могли соорудить простые смертные без применения техники.

Первый кран с двигателем был построен в 1827 году. С той поры началась эпоха развития различных модификаций этого полезного изобретения. В наше время цивилизация продвинулась вплоть до создания роботов, а люди все так же строят, но делают это при помощи грузоподъемных машин: мостовых, козловых, башенных кранов, тельферов, электроталей , автокранов и др. Все эти механизмы существенно отличаются друг от друга: и способом передвижения, и особенностями управления, и возможностью использования.

В цеху ЗАО «Курганстальмост».

Что это за профессия - крановщик

Название профессии «машинист» происходит из немецкого языка, от слова maschine , что значит « машина». Соответственно, машинист - это тот, кто управляет машинами, в нашем случае - кранами.

Работа машиниста крана заключается в управлении самодвижущимися подъемными механизмами, в ходе которого выполняются работы по перемещению груза в нужное место, допустим, разгрузка или погрузка вагона, или грузовой машины и т.п. Это очень тонкая и ответственная работа!

Очень часто меня спрашивают: как же женщина работает на такой громадной машине? Моя работа похожа на вождение автомобиля. Сначала привыкаешь к окружению, учишься управлять, потом все идет на автомате.

Где учат на машиниста

Получить среднее специальное образование по специальности «машинист крана» можно в училищах, лицеях, или в учебных комбинатах, - такой путь я и предпочла после обучения в школе. В мое время обучение в училище длилось три года.

При устройстве на завод, в котором я работаю до сих пор, сначала нужно было пройти стажировку, продолжительностью около трех недель. Не на каждом предприятии, но на многих, заработная плата начисляется даже стажерам.

Требования к здоровью - почти как у космонавта

Для того, чтобы работать машинистом мостового крана, нужно знать основы геометрии и физики, и не бояться высоты. Одно резкое движение может привести к аварии, поэтому к работе крановщика нельзя допускать нервных людей.

Важным критерием будет состояние здоровья. На ежегодном медицинском осмотре тщательно обследуют каждого работника. Исключена работа на мостовом кране тех, кто страдает различными заболеваниями вестибулярного аппарата. Для тех, кто носит очки, страдает гипертонией, болезнями опорно-двигательной системы и заболеваниями нижних конечностей, - данная специальность тоже не вариант. Машинист должен обладать хорошим глазомером и развитой координацией движения.

Все-таки работа машиниста крана достаточно тяжелая, а также грязная и пыльная. Сварочные аэрозоли, вибрация, высота, шум более 90 децибел - все это негативно влияет на организм, поэтому работник имеет дополнительные дни отпуска и право, при стаже более 15 лет, уйти на пенсию раньше положенного срока. А еще действует ежегодная переаттестация.

Сколько зарабатывают крановщики

Заработная плата машиниста крана зависит не только от степени квалификации и режима, но и от места работы. Также следует учитывать премиальные выплаты, которые зависят от выполненного плана. Моя зарплата почасовая, составляет примерно 58 рублей в час (регион небогатый, в Москве платят в разы больше, например).

Русской женщине все по плечу!

Особенности работы машиниста крана

При входе на предприятие действует строгая проверка, каждый работник должен всегда иметь при себе личный пропуск.

В процессе работы категорически запрещается перемещение людей на специальном крюке крана, не разрешается допуск посторонних лиц, а также управление грузоподъемной машиной без разрешения администрации.

Перед началом работы нужно досконально проверить устройства, заземление, занести запись о исправности оборудования, смазать механизмы, следовать показаниям приборов и сигнальным жестам стропальщика. Работа очень ответственная, так как всю смену вы проводите в тандеме с механизмами и людьми.

Главная сложность моей профессии заключается не в управлении тяжелыми рычагами, а в управлении своим внутренним состоянием. Каждый раз, прежде чем сесть за управление краном, нужно привести свой настрой в порядок - машинист должен быть собранным и сосредоточенным! Бывали несчастные случаи, поэтому работающие всегда должны быть максимально сконцентрированными и иметь быструю реакцию. Важно, чтобы машинист обладал такими качествами, как стрессоустойчивость и дисциплинированность.

День открытых дверей

Раз в год у нас проходит день «открытых дверей», любой желающий может пройтись по заводу, сфотографироваться и поболеть за рабочих, участвующих в конкурсной программе. На сцене все время кто-то выступает, детей развлекает клоун, а после проходит награждение победителей. Зрелище достойное!

Человеку, никогда не видевшему ничего подобного, очень интересно наблюдать за всем происходящим. К тому же, это хороший способ познакомиться со спецификой профессии тем, кто только раздумывает какую специальность выбрать.

Плюсы и минусы профессии

Моя работа непростая, есть в ней и существенные минусы, хотя плюсы для меня все равно перевешивают.

Минусы

Огромным минусом, как я уже сказала, является негативное влияние на здоровье, что сказывается на самочувствии в дальнейшем. Портится и зрение, и слух, и общее состояние здоровья. Погода тоже вносит свою лепту. Зимой в помещении, в котором каждый угол заставлен тоннами железа, бывает холодно. А вот летом, в период палящего солнца, напротив - жарко и душно.

А еще для кого-то ночные смены могут показаться адом, но это зависит лично от каждого, смотря кто он: «жаворонок» или «сова».

Кроме того, в список минусов можно отнести мало возможностей для карьерного роста и неблагоприятные условия труда – малоподвижный образ жизни, а еще ограниченный выбор места работы, так как универсальных машинистов крана не бывает. Если человек заболеет и не сможет выйти в смену, он должен предупредить об этом заранее, потому, что его не может заменить любой другой рабочий. Заменить его может только человек, с таким же разрядом и профилем.

Плюсы

Основное преимущество профессии «крановщик» - стабильная востребованность. Спрос на крановщиков только растет вместе с темпами строительства.

В мой личный положительный список входит наш дружный коллектив. Приятные лица, встречающие тебя утром, когда хочется полежать в уютной постели, или вечером, если ты работаешь в ночную смену, способствуют хорошему настрою весь рабочий день. А еще хорошей стороной являются разные удобства на рабочем месте, такие как душ, буфет и раздевалки.

Профессиональное развитие

Развиваться в этой профессии можно двумя способами: поднимая свой разряд или переводясь на другой тип крана. Перевод крановщиков с кранов одного типа на другой, может быть допущен только после обучения и аттестации.

Машинист крана должен быть на высоте, в прямом смысле этого слова.

Мое напутствие желающим пойти по этому пути

Работа машиниста важная, нужная и интересная. Благодаря работникам, в стране возводятся прекраснейшие мосты, строятся уютные дома и многое другое.

В строительстве используется огромное количество разной техники, для управления которой требуются грамотные работники. Работа машиниста пользуется колоссальным спросом в наше время. В строительстве не обойтись без громадных грузоподъемных машин, поэтому специальность «машинист крана» востребованная и перспективная в современном развивающемся индустриальном мире.

А самое главное - работать машинистом крана может и женщина, и мужчина.

Если у вас есть тяга к управлению механизмами, отдайте предпочтение профессии «машинист крана», выберите одно из предприятий страны и работайте для финансового обеспечения себя, близких и блага Родины. Каждый человек может проявить себя в этой сфере, самое важное - чтобы было желание!

Машинист - это специалист, который управляет поездами различных типов и назначений. Его основная обязанность - вести локомотив.

Сегодня понятие «поезд» носит собирательный характер. Большинство линий давно электрифицированы и среди экспертов фигурирует профессия машинист электропоезда. На всех остальных работает машинист локомотива, который управляет тепловозом. Так же стоит отметить машинистов, которые работают в шахтах. Работа под землей предполагает некоторые отличия, однако основные навыки и знания здесь те же.

Профессия машинист требует от человека предельной концентрации. Хотя поезд идет точно по графику, нередко возникают форс-мажорные ситуации, профессиональная реакция на которые может спасти жизнь людям. Дорожные знаки, погодные условия, приборы в кабине - все это требует напряженного внимания. Поэтому на маршрут дальнего сообщения машинист выходит с помощником.

Машинисты метрополитена работают в одиночку. У них есть комната отдыха в депо, где они могут отдохнуть после смены и привести себя в порядок.

Профессия машинист электровоза предполагает следующие качества:

  • предельная концентрация внимания;
  • острое зрение и слух;
  • быстрая реакция;
  • внимание к деталям.

Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Магаданской области и Ненецкого автономного округа:

Не пропустите:

Как стать машинистом?

Диплом можно получить в железнодорожном техникуме. Подкрепить теоретические знания практическим опытом необходимо на должности помощника машиниста. В бригаде начинающий специалист работает от трех месяцев до двух лет.

В некоторых учебных заведениях есть симулятор вождения, с помощью которого можно попробовать управлять составом, не выходя из аудитории.

По окончанию практики помощник проходит тестирование у наставника, по результатам которого принимается решение о пригодности специалиста. В случае положительного исхода, выписывается рекомендация, которая позволяет пройти следующие собеседования.

Современные технологии не стоят на месте. Условия труда профессии машинист локомотива постоянно улучшаются, но вместе с ними, растут требования к кандидатам. Зарплата зависит от от объема обязанностей и тяжести выполняемых работ.

Машинист поезда – востребованная сегодня профессия. Профессиональная деятельность машиниста поезда связана с управлением железнодорожным транспортом. Это главный человек в локомотиве. В его команде всегда находится помощник, на которого возложены обязанности по обеспечению менее квалифицированных функций, связанных с поверхностной проверкой локомотива и его управлением.

В период, когда поезда только начали появляться, в команду входил еще кочегар/дизелист. Первый обеспечивал поддержку горения топлива в котлах. На плечи второго возлагались обязанности по наблюдению за работоспособностью дизельных систем.

История профессии машинист поезда

История профессии машинист поезда началась в момент, когда был создан первый поезд и проложена рельсовая железная дорога. Тогда жестко встал вопрос, связанный с необходимостью управления столь сложной техникой. Для обеспечения поездки требовались соответствующие знания, навыки, высокая скорость реакции и стрессоустойчивость. Поэтому, прежде, чем сажать человека за управление локомотивом, нужно было обеспечить его подготовку.

В Российской Империи первый машинист появился в 1834 году, спустя 30 лет после того, как возникла эта профессия. Позже прошли подготовку многие другие люди, которые первоначально водили поезд, состоящий из четырех вагонов, по Царскосельской железной дороге.

В те времена средняя скорость поездов составляла 32,8 километров в час, но к 1860-ому году она возросла до 42,7 километров в час. Тогда основным маршрутом, по которому перевозились грузы и пассажиры, являлся путь Санкт-Петербург – Москва.

В Советском Союзе машинисты стали особенно востребованными. Производство по всей стране росло огромным темпами, создавались все новые и новые поезда для транспортировки грузов, на которых должны были работать люди. Подобная тенденция сохраняется и сегодня.

Профессия машинист поезда - плюсы и минусы

В точности также, как и любая другая профессия, у работы машинистом есть свои плюсы и минусы. К преимуществам следует отнести романтику и новые впечатления. Каждый человек любит бывать в ранее неизвестных для него местах. Рассматриваемая профессия это позволяет. Высокая и стабильная заработная плата. За безаварийную работу машинистам платят достаточно внушительные по своим размерам премии, что для многих будет приятным сюрпризом. Еще одно неоспоримое преимущество – это удовольствие от самого управления тяжелой и столь важной техникой.

Основной минус – это высокие нагрузки на здоровье. Машинист проводит за работой от 12 до 14 часов за смену. Долгое нахождение в замкнутом помещении. Иногда представители этой профессии не появляются дома по нескольку недель. Еще одним недостатком является узкая специализация. В том случае, если человек вдруг захочет переквалифицироваться, то ему придется изучать предмет его интереса с нуля.

Профессия машинист поезда востребованность

Профессия очень востребована Для того чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть соответствующую статистику. Так, согласно исследованию, проведенному "Российской Газетой", несколько лет назад, профессия машиниста занимает лидирующие позиции в списке рабочих специальностей. Данные говорят, что на популярных интернет-порталах с работой присутствовало около 33 процентов запросов (от общего количества объявлений) от работодателей, которые искали машинистов.

Зарплата машиниста поезда

Теперь о заработной плате. Выше уже говорилось, что машинисты получают достаточно высокую и стабильную заработную плату. В среднем она начинается от 50 тысяч. В зависимости от важности маршрута и навыков специалиста она может достигать 100 тысяч рублей. И это без учета премиальных, которые иногда больше самой зарплаты. Это вполне достойная плата за достаточно тяжелую, и при этом ответственную работу, которая требует предельной внимательности и усидчивости.

Машинист поезда - обучение

Для того, чтобы получить доступ к управлению столь сложной техникой, как поезд, необходимо пройти обучение. В разных образовательных учреждениях оно длится и проходит по-разному. Как правило, оно проводится на основании общего образования. Правда, наличие высшего или специального образования будет большим преимуществом. Курс - более 6 месяцев. На протяжении него будущий специалист должен посещать занятия 5 дней в неделю и заниматься с 9 до 17 часов (без учета домашних заданий).

Специалист по управлению подвижным составом в метрополитене или на наземной железной дороге.


Заработная плата

20.000–50.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Профессия востребована в метрополитенах и железнодорожных компаниях.

Обязанности

Работает машинист по строгому графику, посменно.

Для выполнения служебных обязанностей необходимо отлично знать схемы электрических цепей, быть готовым к экстренному техническому обслуживанию электропоезда.

Машинист управляет составом, следит за безопасностью на борту, прислуживает к просьбам пассажиров, выполняет рекомендации диспетчера.

Важные качества

В работе машиниста, прежде всего, важно отличное здоровье: острое зрение, крепкое сердце, отличный слух. В дальнейшем не помешают пунктуальность, внимательность, аналитический ум, готовность к стрессовым ситуациям.

Отзывы о профессии

«Путь к креслу машиниста лежит через медкомиссию. Требования к физическому состоянию кандидатов — суровые. Будущим машинистам проверят зрение (оно должно быть стопроцентным), слух, работу сердечнососудистой системы и других жизненно важных органов. Ещё предстоит психологическое тестирование, чтобы определить, насколько внимателен кандидат, готов ли он нести ответственность за жизни сотен людей. И главное — никаких вредных привычек: в «Сапсане» не курят даже машинисты!».

Машинист «Сапсана»

Стереотипы, юмор

На должность принимают только выносливых мужчин, готовых к тяжелым нагрузкам и экстренным ситуациям.

Сидят трое — оптимист, пессимист и реалист.
Пессимист видит черный тоннель.
Оптимист видит свет в конце тоннеля.
Реалист видит поезд.
А машинист трех ненормальных, сидящих на рельсах.

Обучение

Чтобы стать машинистом электропоезда, необходимо получить соответствующее профильное образование в среднем учебном заведении. В дальнейшем требуется пройти стажировку в транспортной компании.