"РЖД и сын": как Андрей Якунин построил свой бизнес на железной дороге. Андрей Якунин – гражданин UK

27.01.2024

Какие-то непонятные пока движения происходят вокруг бывшего главы РЖД Якунина. Только в прошлую пятницу, мы прочитали новости о том, что отозвана лицензия у банка «Миллениум» , карманного банка РЖД, где в совете директоров состояла жена Владимира Ивановича Наталья Якунина. В этот же день обыски у Сергея Михайлова , бывшего члена совета директоров РЖД, сидящего на рекламных и PR-подрядах РЖД уже с десятилетие. Ну и вызов сотрудников ФБК для дачи показаний.

Не хочется превращаться в политолога-экстрасенса и предполагать, что же за всеми этими событиями стоит, кто на кого прыгнул, и как сильно поругались условные силовики с условными либералами или конкретный Якунин с конкретным Путиным. Существует ли вероятность того, что за старика Якунина, нашего давнего любимца и постоянного героя расследований, действительно серьезно взялись? Конечно, существует.

Якунин - символ коррупции в России. Если бы кто-то решил нарисовать герб коррупции - на нем бы красовался Владимир Иванович в шубе и часах, в доме привратников или домашней часовне, оплетенный сетью бесконечных офшоров и духовных скреп.

Вот казалось бы, сколько может один человек, ну или семья, украсть? Сколько раз может провернуть одну и ту же схему, работающую на одних и тех же принципах, с помощью одних и тех же людей? И насколько долго такая модель может просуществовать?

Мы много писали о том, что семейный бизнес Якуниных, фронтируемый старшим сыном Андреем Якуниным, неразрывно связан с РЖД. Сначала мы нашли сеть привокзальных гостиниц , потом на поезда и систему бронирования, а затем и на миллиард рублей.

В какой-то момент пенетрация Якунина младшего в РЖД обрела какие-то невообразимые масштабы - забронировать номер с привокзальной гостинице Андрея Якунина предлагается через платежную систему Андрея Якунина, предварительно купив железнодорожный билет также через платежную систему Якунина. Везде комиссия и сервисные сбора, все оформлено на один и тот же офшор.

Расследований на самом деле мы сделали больше, и часть из них так и осталась в архивах ФБК после отставки шубодержавного. Сейчас сдуем пыль с некоторых их них. Благо расследовать бизнес Якунина и его окружения просто и приятно. Его офшорная империя устроена настолько незамысловато, что триумфально разоблачить его сможет любой пятиклассник, не говоря уже о следователе МВД.

Как помнят большинство наших читателей, Бизнес старшего сына Якунина Андрея оформлен на два кипрских офшора - VERLYS NOMINEES LIMITED и V.R.L. NOMINEES LIMITED . Это не догадки никакие и не спекуляции, достаточно изучить список его «проектов» на сайте компании VIY Management, проверить собственников юрлиц, и найдутся наши старые знакомые из Кипра - семья юристов Лиссиотис. На офшор, формально принадлежащий им, также оформлено поместье Якунина в Акулинино.

При ближайшем рассмотрении у этих офшоров находятся еще несколько интересных активов. Вы не поверите, но все они снова связаны с РЖД.

Вот, например. Кто ездил на Сапсанах, обязательно видел этот журнал:

Это ежемесячное издание тиражом 80 000 экземпляров. Миллион журналов в год. Журнал хоть и бесплатный для пассажиров, но деньги за рекламу они берут вполне приличные:

Изданием этого журнала занимается ООО «Рекламотив» . Он же печатает журнал «САКВОЯЖ СВ», ежемесячный тираж которого 400 тысяч экземляров. Распространяется в купе и вагонах СВ.

http://bd-event.ru/ru/events/

С 2012 года эта компания не организует практически ничего, кроме разнообразных железнодорожных и прочих транспортных слетов.

Вот сам Якунин на организованном «Бизнес-Диалогом» форуме «1520 Стратегическое партнерство»:

Только за последний год ООО «Бизнес-Диалог» выиграл тендеров на 1 миллиард рублей, основную часть этих денег - 677,5 миллионов - составил один конкурс от РЖД на право организации участия ОАО «РЖД» в выставках и конференциях, а также организации, проведению и обеспечению выставок и конференций ОАО «РЖД» с 2015 по 2017 года.

Было бы странно, если бы такая прекрасная штука, как организация мероприятий, прошла мимо цепких лап якунинской семьи и их ближайшего окружения.

Оболенский Сергей

На прошлой неделе экс-глава РЖД Владимир Якунин опроверг информацию журнала «Форбс» о том, будто за прошлый год на посту главы РЖД он заработал 11 млн $. Его представитель пояснил , что сумма эта на самом деле гораздо скромнее - всего лишь 2,4 млн $. Вот только речь идет о его личных легальных доходах по основному, что называется, месту р­аботы.

Информация о том, что , появлялась и до его отставки. Писали и о ресторанном бизнесе, и о привокзальном, о закупках, арендах и пр. Однако до сих пор мало кто знает, что на основании лицензионного договора от 26.11.2012 г. право продавать электронные железнодорожные билеты получили от РЖД лишь две фирмы - ООО «Универсальная финансовая система» (УФС) и ООО «Электронный билет». Лишь две фирмы на всю страну. А по сути вообще одна, поскольку, во-первых, «Электронный билет» незаметно отошел от дел, а во-вторых, у обоих ООО оказались общие руководитель - Дмитрий Витчинка - и учредитель - офшорная компания «АМ Эбукерс Лимитед», зарегистрированная в Никосии, Кипр.

Формально за столь удачливым офшором спряталась некая Вера Лиссиотис, кипрский юрист. Однако еще в прошлом году в прессе появились довольно убедительные предположения, что за женщиной стоит семья Владимира Якунина. Уж больно часто бизнес-интересы кипрской Веры пересекались с проектами фирмы VIY Management (Vladimir Ivanovich Yakunin), принадлежащей старшему сыну экс-главы РЖД Андрею Якунину . Недаром представители туристической отрасли всерьез полагают, что за ООО «УФС» тоже стоит именно Андрей Якунин. И эта УФС, несмотря на отставку Якунина-старшего, продолжает кормиться за счет монополии.

Почему кормиться? Да потому, что, по существу, сейчас купить железнодорожный билет можно только тремя путями - непосредственно в кассе, на сайте РЖД или тоже через интернет, но уже через систему ufs-online, принадлежащую московской УФС. Год назад в этой компании признались, что лишь за 9 месяцев система смогла пропустить через себя 6 миллионов билетов. Ее используют более 5000 российских компаний, включая крупных ретейлеров и туроператоров, которые вынуждены платить УФС агентский сбор, - альтернатив больше нет. А поскольку сайт РЖД зачастую дает сбой, альтернатив порой не остается и у потенциальных пассажиров.

Учитывая, что сама УФС взимает с покупателей еще и сбор сервисный, выручку компании только за 9 месяцев прошлого года эксперты, например, оценили в 2 млрд рублей. И если бы РЖД не отдала этот бизнес посредникам, миллиарды не ушли бы в чужой карман, а пошли бы на пользу госкомпании и рядовым пассажирам. Впрочем, по данным базы СКРИН, чистая прибыль УФС после налого-обложения за прошлый год составила 261,7 млн рублей, что тоже можно считать неплохой прибавкой к зарплате. Хватит даже на жизнь в Лондоне, где обосновался Андрей Якунин, не говоря уж о жизни в России, где пока еще остается Якунин Владимир.

При этом, несмотря на отставку Владимира Якунина, новое руководство РЖД до сих пор не спешит пересматривать по сути монопольное право посредника на продажу своих билетов. Напротив, процент этих продаж через электронную систему «УФС» в ближайшие два года обещает вырасти вдвое, лишая бюджет миллиардов, а пассажиров - десятков и сотен рублей.

По одной из версий, Якунин-старший был вынужден уйти в отставку после того, как его сын попросил гражданство Великобритании . С таким сыном и такой прибавкой к пенсии можно себе позволить отойти от дел, оставшись при деньгах.

Оригинал этого материала
© ИА "РБК" , 18.08.2015

Компания "РЖД и сын": как строился бизнес Андрея Якунина

Петр Мироненко

За 12 лет работы Владимира Якунина в РЖД его сын Андрей стал крупным предпринимателем - его фонд VIY Management управляет активами на $400 млн. РБК вспомнил, какие из проектов VIYM могут быть связаны с РЖД.

Гостиницы при вокзалах

«Официальный» бизнесмен в семье Якуниных - старший сын президента РЖД Андрей. Он родился в 1975 году, в 1997 году окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, потом получил MBA в Лондонской школе бизнеса. Кандидатская диссертация Якунина-младшего была посвящена гостиничному бизнесу. Именно этим бизнесом он и занялся в Петербурге в начале 2000-х.

В первой половине 2000-х годов Андрей Якунин был исполнительным директором (а по данным газеты «Деловой Петербург» - и совладельцем) гостиницы «Прибалтийская». В 2006 году гостиница вместе с аквапарком «Вотервиль» на Васильевском острове были проданы за $100 млн норвежской компании Wenaasgruppen AS. Продавцом, по данным «Делового Петербурга», выступил офшор «Чона холдингс лимитед». Это название, по данным «ДП», совпадало с первым юридическим лицом фонда Venture Investment and Yield Management (VIYM), учрежденного Андреем Якуниным вместе с инвестором Яиром Зивом в том же 2006 году.

Согласно официальному сайту VIYM , партнерами фонда Андрей Якунин и Яир Зив остаются и сейчас. Сфера деятельности фонда за десять лет расширилась. Активы под своим управлением VIYM на своем сайте оценивает в $400 млн, привлеченные под проекты кредиты - в $600 млн. В портфеле проектов VIYM на сайте фонда есть инвестиции в агробизнес (агропромышленный холдинг «Агро-Альянс», инвестпроект завершен), в производство бумаги («Сыктывкар Тиссью Груп» занимает третье место в России по производству туалетной бумаги, говорится на сайте VIYM), в золотодобычу (компания «Золотая лига», владеющая лицензиями на месторождения в Хабаровском крае с запасами 7,1 т) и производство шоколадных и кондитерских изделий ручной работы (компания French Kiss с 19 бутиками в Москве). Но основные активы у VIYM до сих пор в гостиничном бизнесе - у фонда есть пакеты в первой в Петербурге гостинице под брендом Four Seasons, открытой в отреставрированном историческом особняке Лобанова-Ростовского в центре города, три гостиницы в Европе (в Вене, Давосе и итальянской Умбрии), а также компания «Региональная гостиничная сеть» (РГС). Последняя, как говорится на сайте VIYM, развивает проект «по созданию крупнейшей в России региональной гостиничной сети средней ценовой категории, предоставляющей услуги под ведущими международными брендами».

Бизнес РГС тесно связан с «Российскими железными дорогами», писало агентство Reuters в своем расследовании в 2012 году. В 2009 году структуры Якунина договорились с компанией Rezidor о совместном проекте создания сети гостиниц в российских регионах. Объем инвестиций должен был составить $500 млн, сеть должна была включать 20 отелей. Помещения для большей части гостиниц, расположенные поблизости от центральных городских вокзалов, РГС нашла дочерняя компания РЖД - «Желдорипотека», которая была создана для строительства и распределения жилья между сотрудниками РЖД.

Факт сотрудничества с «Желдорипотекой» подтверждал Reuters и сам Андрей Якунин. Он при этом оговаривал, что никакого конфликта интересов, связанного с местом работы его отца, нет, хотя и признавал в интервью Reuters, что «понимает опасения по поводу возможного получения им выгоды». «Я не получаю от них [РЖД] денег, я им плачу», - сказал Якунин-младший агентству.

Дружественный соинвестор

Инвестировал в строительство гостиниц в том числе и фонд «РВМ Капитал», созданный в структурах РЖД и контролировавший часть бывших непрофильных активов госмонополии. Один из акционеров «РВМ Капитала» - НПФ «Благосостояние», обслуживающий пенсионные счета РЖД. Подробно условия сделок не раскрывались.

На сайте «РВМ Капитала» указано, что в 2011 году контроль над ЗАО «ИГ «Росвагонмаш», основным акционером ЗАО УК «РВМ Капитал», перешел к руководству компании. Речь идет о председателе совета директоров инвестиционной группы Сергее Орлове, занимающем параллельно должность советника Якунина. Орлов работал с Андреем Якуниным еще в начале 2000-х годов, когда консультировал по юридическим вопросам руководство гостиницы «Прибалтийская», а впоследствии входил в ее совет директоров, рассказывал сам Орлов «Ведомостям» в 2013 году. А после продажи «Прибалтийской» и основания VIYM Орлов перешел на работу туда. Журнал Forbes писал со ссылкой на знакомого Владимира Якунина, что Орлов приходится племянником супруге главы РЖД Наталье (Орлов это не комментировал). То, что «РВМ Капитал» инвестировал в проекты сына главы госмонополии, Орлов в интервью «Ведомостям» не отрицал, но указывал, что фонд был сформирован задолго до его прихода.

К нынешнему моменту, по данным официального сайта РГС , компания открыла 9 гостиниц в российских областных центрах. 7 из них работают под брендом Park Inn и по одной - под брендами Marriott и Holiday Inn.

Логистический оператор

Еще один бизнес Андрея Якунина, связанный с «Российскими железными дорогами», - компания Far East Land Bridge, писал Reuters в своем расследовании 2012 года. Эта транспортная компания создала с дочерней компанией РЖД «Трансконтейнер» СП, которое должно было специализироваться на перевозках грузов по сухопутному пути между Европой и Азией. Впоследствии «Трансконтейнер» продал свой пакет компании «РЖД Логистика».

Сам Андрей Якунин сказал Reuters, что «совершенно не имеет отношения» к FELB, но агентство отмечало, что один из сайтов логистического оператора был зарегистрирован на имя партнера Якунина-младшего Яира Зива, а документы свидетельствовали, что зарегистрированная на Кипре структура использовала того же секретаря и тот же адрес, что и ряд других портфельных компаний VIYM.

Сейчас Андрей Якунин, как рассказывал его отец в интервью «Газете.ру» в 2014 году, живет в Лондоне. «Мой старший сын живет за границей. Живет уже давно. Уехал из Санкт-Петербурга в не самые благостные времена. Я уже говорил на эту тему. Когда он пришел и сказал, что такое решение принял, ему нужно это по работе, по его инвестиционной деятельности, никакой радости я по этому поводу не испытал», - говорил президент РЖД.

В отечественных и зарубежных СМИ появилась информация о том, что Андрей Якунин может стать фигурантом расследований различных британских служб и ведомств. Обзор последних публикаций наших коллег со ссылками на источники читайте ниже.

В начале лета экс-президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин неожиданно дал интервью телеканалу ВВС. В беседе с ведущим программы Hard Talks Стивеном Шакуром бывший главный железнодорожник России ответил на обвинения, прозвучавшие пару лет назад в расследовании ФБК Навального. Якунин вспомнил даже знаменитое «шубохранилище», которое, по его словам, представляет из себя «всего лишь маленькое помещение, где хранились меха» .

Якунин-младший приобрёл на Туманном Альбионе особняк 5 млн фунтов.

Если подумать, что привело г-на Якунина в Лондон и заставило пускаться в объяснения перед телекамерой ВВС – на площадке, где явно не жалуют близких к Кремлю фигур? Не исключено, что причиной тому стали «дела семейные». Ведь оправдывался экс-глава РЖД не столько за себя, сколько за старшего сына Андрея , который проживает в Лондоне, причём с британским паспортом. Бывший руководитель госмонополии подтвердил ВВС, что Якунин-младший приобрёл на Туманном Альбионе особняк 5 млн фунтов, и его образ жизни «не сильно отличается от того, как здесь живут другие люди» . Но, видимо, не все на Британских островах согласны с этой трактовкой. Кое-кто хотел бы побольше узнать об «образе жизни» Андрея Владимировича и источниках его дохода.

В марте 2017 года британский финансовый регулятор FCA (Financial Conduct Authority) начал проверку 17 крупнейших кредитных учреждений страны и их филиалов за рубежом в связи с расследованием «молдавской схемы» – крупнейшей на постсоветском пространстве операции по отмыванию теневых капиталов. В результате деятельности «схемотехников» из России вывели более 20 млрд долларов , хотя в реальности сумма может оказаться в четыре раза больше.

На счетах Крапивина-младшего в альпийской республике оказалась почти половина из 600 млн долларов, переведённых в эту страну через молдавскую «прачечную».

«Афера века» была раскрыта экспертами международного Проекта по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), которые в числе конечных бенефициаров «молдавской схемы» назвали российского бизнесмена Алексея Крапивина . Это сын Андрея Крапивина , советника Владимира Якунина в бытность того боссом РЖД. По сведениям швейцарского издания Beobachter, на счетах Крапивина-младшего в альпийской республике оказалась почти половина из 600 млн долларов , переведённых в эту страну через молдавскую «прачечную».

По подсчетам «Версии», к середине 2015 года в портфеле структур близких к Крапивиным находились заказы от РЖД не менее чем на 350 млрд рублей . В том числе подряды самой дорогой на тот момент стройки – проекта развития БАМа и Транссиба (так называемого Восточного полигона). Но это верхушка айсберга. Ведь помимо реальных структур среди партнеров железнодорожной монополии были и подставные.

Советник главы РЖД якобы пристроил на хорошие должности своих людей, тесно связанных с «солнцевской» преступной группировкой.

По сведениям российских СМИ , Крапивин-старший имел дела с небезызвестным полковником-миллиардером Дмитрием Захарченко . Советник главы РЖД якобы пристроил на хорошие должности своих людей, тесно связанных с «солнцевской» преступной группировкой. Была организована разветвленная схема из фирм-однодневок, введенных в список реальных подрядчиков, которая похитили у монополии миллиарды рублей. А прикрывал криминальный бизнес как раз полковник. И соответственно получал свою долю. Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, найденные у Захарченко брикеты по 200 тыс. долларов «заказывали» два российских банка, которые были тесно связаны с фирмами, «сидевшими» на подрядах РЖД и его дочерних структур.

Но у европейских финансовых властей могут возникнуть вопросы не только к Крапивиным, но и к Якуниным. Сегодня Андрей руководит всем бизнесом семейного клана. По данным Forbes , под управлением его команды находятся активы на 1 млрд. долларов. Нынешний бизнес Андрея Владимировича сосредоточен в компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). Второй партнер VIYM Яир Зив прежде работал финансовым директором в инвестгруппе Target Resources. Ее главный акционер израильский предприниматель Ниссим Леви был совладельцем австрийской экспедиторской компании Far East Land Bridge, которая создала с дочерней фирмой РЖД «Трансконтейнер» совместное предприятие.

Найденные у Захарченко брикеты по 200 тыс. долларов «заказывали» два российских банка, которые были связаны с фирмами, «сидевшими» на подрядах РЖД

Сам Андрей Якунин сообщил Reuters, что «совершенно не имеет отношения» к Far East Land Bridge. Однако агентство выяснило, что один из сайтов логистического оператора был зарегистрирован на Яира Зива, к тому структура использовала тот же адрес, что и ряд других портфельных компаний VIYM.

Понятно, почему Якунин-младший отрицает причастность к Far East Land Bridge – это ниточка, потянув за которую можно установить причастность к махинациям вокруг РЖД. И кто знает, куда заведет и к кому приведет тогда расследование британской Financial Conduct Authority. Это ли не повод для родительских переживаний.

Хотя, как показывает практика, западное правосудие может быть весьма лояльным к российским коммерсантам, непосредственно связанным с российскими же госкомпаниями. Это наглядно демонстрирует пример досудебного соглашения властей США с нашим соотечественником Денисом Кацывом – бизнесменом и сыном вице-президента РЖД Петра Кацыва .

С горы Якобсхорн открывается живописный вид на швейцарский город Давос, где любят отдыхать и кататься на горных лыжах и сноубордах не самые бедные туристы. Управляющий Venture Investments & Yield Management (VIYM) Андрей Якунин, сын бывшего президента РЖД Владимира Якунина, в марте 2017 года прилетел в Давос, но не спешил надевать горнолыжные ботинки, он участвовал в церемонии открытия четырехзвездочной гостиницы Spenglers Hotel, названной в честь местного врача Александра Шпенглера. Этот отель - очередной девелоперский проект VIYM в Европе.

Под управлением команды Андрея Якунина находятся активы на $1 млрд - это недвижимость и прямые инвестиции (включая долговое финансирование). Якунин говорит, что организовал бизнес по управлению активами благодаря несвязанным событиям и стечению обстоятельств. В 2008 году он переехал на новое место жительства, в Лондон, где получил Executive MBA совместной программы Лондонской школы бизнеса и Колумбийского университета (США). При выборе специализации он остановился на private equity, чему способствовали увлекательные лекции Гленна Хаббарда, декана Колумбийского университета и члена совета директоров финансового гиганта Blackrock (активы более $5 трлн).

Небольшой опыт на рынке прямых инвестиций у Якунина к тому времени был, правда, с учетом российской специфики. Он работал финансовым директором самой большой в Санкт-Петербурге гостиницы «Прибалтийская», когда в конце 2001 года руководитель Комитета по управлению городским имуществом Валерий Назаров (впоследствии ставший членом совета директоров РЖД) без конкурса передал 51% ее акций компании «Центр водных развлечений». Эта компания обязалась построить на прилегающей территории аквапарк «Вотервиль» и потратила на это около $30 млн. Оставшиеся 49% «Прибалтийской» «Центр водных развлечений» выкупил у города за $18 млн. Якунин говорит, что у города не было финансовых ресурсов и он и другие руководители отеля сделали management buyout. Охота за гостиницами в Петербурге была серьезной - среди претендентов на «Прибалтийскую» был Марк Балазовский, доверенное лицо питерского бизнесмена Михаила Мирилашвили. В 2006 году Якунин и партнеры продали «Прибалтийскую» норвежской компании Wenaas Holding, по оценкам, за $100 млн. Официально имена партнеров Якунина не раскрывались.

Неизвестны и инвесторы Venture Investments & Yield Management, нынешнего бизнеса Якунина. Он говорит, что это состоятельные частные инвесторы, связанные с израильским бизнесом, но не имеющие отношения к России. Привлечь их помог второй партнер VIYM Яир Зив, который имел связи в Израиле и Лондоне. Он работал в МИДе Израиля, инвестгруппе Target Resources и Meridian Commodities. Основной владелец Target Resources, где Яир Зив был миноритарием и финансовым директором, - израильский предприниматель Ниссим Леви, который был совладельцем австрийской экспедиторской компании Far East Land Bridge до того, как ее основным владельцем с долей 75% стала группа РЖД.

У Якунина и Зива первоначально было около $100 млн средств от частных сделок, включая их личные сбережения. Они выбрали два направления для инвестиций своей компании - гостиницы и быстрорастущие компании малой и средней капитализации. Партнеры сформулировали приоритеты инвестирования VIYM: в private equity это сделки от €5 млн до €15 млн с долями от 25% плюс 1 акция до 49% акций с компаниями с выручкой от $10 млн, а в гостиничных объектах - вложения $20–75 млн c долей от 25% до 100%. Якунин уточняет, что фонд не инвестирует в компании, работающие в отраслях с сильным влиянием или регулированием государства или одного ключевого потребителя.

Одним из первых опытов инвестиций для VIYM стала сделка, по оценкам, около $10 млн, с петербургским сельскохозяйственным холдингом Виктора Козырева. Его компании предоставили средства на строительство комплекса по переработке и фасовке круп в Краснодарском крае. При выходе из проекта в 2015 году, по словам Якунина, инвестиции удвоились. Почти одновременно VIYM инвестировала в строительство элитного жилищного комплекса «Водолей» в Сестрорецке, где партнером стал бывший руководитель кооператива «Озеро» Игорь Балландович.

После первых успешных сделок VIYM организовала два люксембургских фонда: в 2012 году - гостиничный фонд VIYM Greater Europe Hospitality Fund, а в 2014 году - VIYM Growth Fund для инвестиций в компании России, Прибалтики и СНГ (плата за управление составляет 2% плюс 20% плата за успех). В 2016 году совокупный объем фондов составлял около $200 млн. По словам Якунина, вкладчиками фондов являются квалифицированные инвесторы, готовые вложить суммы от €10 млн. Якунин и Зив вложили в VIYM и собственные средства, их доля составляет не менее 20% от первоначальных активов. «Это условие, которое мы обговорили с нашими инвесторами. Мы мечтаем о том времени, когда мы сможем поднимать фонды, вкладывая 1–2% собственных средств. В сегодняшних реалиях это недостижимо», - рассказывает Якунин.

Фонд VIYM Growth Fund инвестировал в десяток российских компаний. Среди них, например, медклиника «Семейный доктор» и производитель бумажных изделий «Сыктывкар Тиссью Груп» (смотреть все и). Сейчас в VIYM Growth Fund $15–20 млн свободных денег, их хватит еще на несколько проектов в России.

Самые крупные сделки Якунина связаны с гостиничным бизнесом. Один из последних проектов - продажа «Региональной гостиничной сети» (РГС), в которую входят девять отелей с операторами Park Inn, Marriott и Holiday Inn. В 2016 году АФК «Система» купила РГС за 6,6 млрд рублей (долг компании на тот момент составлял 4 млрд рублей). РГС создавалась при участии железнодорожников: в 2009 году «Желдорипотека», дочерняя компания ОАО «РЖД», продавала РГС участки земли под гостиницы.

Самый известный проект Андрея Якунина - отель - расположен в знаменитом «доме со львами» в центре Санкт-Петербурга, который в 2004 году был арендован на 49 лет у Управления делами Президента РФ за 1,2 млрд рублей (то есть по 90 рублей за 1 кв. м в год). Якунин управляет им за рамками люксембургских фондов. Права аренды принадлежат компании «Тристар инвестмент холдингс», Якунин - ее миноритарный акционер. Основные бенефициары не раскрываются. Инвестиции в Four Seasons Hotel Lion Palace составили, по словам Якунина, $250 млн, часть денег предоставил ВТБ. VIYM рассматривает варианты выхода из проекта. Оценка отеля - на уровне $400 млн.

Тем не менее Якунин пессимистично оценивает перспективы российского рынка недвижимости. «Действия ЦБ со стоимостью и доступностью кредитных ресурсов оказывают огромное влияние на рынок недвижимости, - говорит Якунин. - Рублевый риск захеджировать сложно и дорого. Не хотелось бы оставаться с голым валютным риском при непоследовательной и непредсказуемой политике национального макрорегулятора».

Впрочем, большую часть времени и сил у Якунина и сейчас отнимают европейские проекты. Гостиничный фонд VIYM Greater Europe Hospitality Fund инвестировал в итальянский премиум-проект Antognolla Luxury Resort and Residences - реконструкцию средневекового имения в Умбрии (инвестиции составят €150 млн), а также в австрийскую четырехзвездочную гостиницу Park Royal Palace Hotel. Еще фонд присматривается к гостиницам Голландии, Германии и других странах Западной Европы.

Что осложняет развитие бизнеса? Андрей Якунин остается по европейским нормам политически влиятельным лицом (РЕР - politically exposed person), и на этот статус обращают внимание инвесторы и регуляторы. Кроме того, в марте 2014 года его отец Владимир Якунин оказался в американском санкционном списке. Якунин-младший называет это «понижением в правах без судебного решения» и сравнивает с репрессиями в Европе 1930–1940-х годов. Но это не помешало сыновьям бывшего главы РЖД закрепиться в Европе. Андрей получил гражданство Великобритании, у его брата Виктора в кармане паспорт Кипра. Неудивительно, что Андрей Якунин потратил £33 млн на личную недвижимость в Лондоне.

ВСЕ ФОТО

Председатель совета директоров ООО "Региональная гостиничная сеть" Андрей Якунин (слева) и президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин на церемонии открытия отеля Park Inn by Radisson в Новосибирске, 24 июня 2015 года
РИА Новости / Александр Кряжев

За 12 лет работы Владимира Якунина в РЖД его сын Андрей стал крупным предпринимателем, чей фонд VIY Management управляет активами на 400 млн долларов. Многие из проектов VIYM могут быть связаны с РЖД.

"Мы за то, чтобы дети железнодорожников работали на железнодорожном транспорте"

Напомним, в июле 2013 года оппозиционер Алексей Навальный сообщил в своем блоге, что обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить информацию о том, : он утверждал, что президент РЖД Владимир Якунин и его родственники якобы построили "гигантскую бизнес-империю", используя зарегистрированные в офшорах компании.

Навальный писал, что семья Якунина, в частности, владеет сетью расположенных на привокзальных территориях в ряде городов РФ отелей Regional Hotel Chain, которой управляет сын главы РЖД Андрей Якунин.

При этом Навальный ссылался на заявления по этому поводу самих Якуниных, согласно которым бизнес-связей между Андреем Якуниным и госмонополией не существует, глава РЖД не имеет никаких связей с бизнесом сына, а три привокзальные гостиницы - в Казани, Астрахани и Ижевске - не имеют никакого отношения к РЖД.

Далее Навальный пишет о "доме со львами" на Вознесенском проспекте в Петербурге - это здание, по данным его Фонда борьбы с коррупцией, Управделами президента передало в бессрочную аренду ЗАО, с которым также связаны структуры Якуниных. А привлечением инвестиций в проект реконструкции архитектурного памятника занималась компания, также принадлежащая Андрею Якунину.

Под давлением общественного мнения глава РЖД Владимир Якунин весной 2015 года даже распорядился за две недели покончить с кумовством в структурах возглавляемой им компании.

"Российские железные дороги" славятся трудовыми династиями, но преемственность поколений не должна подменяться кумовством, фаворитизму не место в РЖД, - цитировал Якунина-старшего сайт РЖД . - Мы за то, чтобы династии у нас были. Мы за то, чтобы дети железнодорожников работали на железнодорожном транспорте. Но совершенно недопустимым, на мой взгляд, является положение, когда член семьи работает под руководством другого члена семьи: "сын под отцом", "жена под мужем" и т. д."

Напомним, 17 августа стало известно, что глава РЖД Владимир Якунин направил коллегам телеграмму, в которой сообщил о полученном предложении стать сенатором и возможном уходе из монополии. В телеграмме отмечалось, что окончательное решение будет принимать российское руководство.

В связи с этим Московский Центр Карнеги напоминает, какое наследство оставляет после себя один из наиболее приближенных к президенту Путину людей.

Инвестиционный бюджет РЖД на 2015 год составляет 414 млрд рублей. Компания генерирует около 3% ВВП страны. По нескольким старым, но модернизированным веткам начали ходить немецкие и итальянские скоростные поезда, внешний и внутренний вид станций, вокзалов, вагонов стал намного приличнее, расписание соблюдается.

Однако главные результаты - это паралич в пригородных пассажирских перевозках в начале года, хотя и на них, и на дальние пассажирские перевозки РЖД ежегодно получает субсидии - в 2015 году почти 80 млрд рублей.

Компания в 2014 году потеряла 44 млрд рублей, в 2015-м недополучит еще 32 млрд рублей, хотя ее тарифы выросли на 10% - больше, чем у других монополий.

При этом Владимир Якунин постоянно просил государство о помощи: в 2008 году из-за кризиса он попросил выкупить инфраструктурные облигации за счет Банка России и выдать компании кредиты на инфраструктурные проекты из денег "Внешэкономбанка". В 2010-м - увеличить тарифы на перевозки не на 9%, а на 12,1% и еще дать субсидии на 50 млрд рублей. В 2011 году - изменить модель налогообложения компании, чтобы она платила меньше налога на прибыль; в 2012-м - обнулить налог на добавленную стоимость по пригородным пассажирским перевозкам. В 2015 году, когда электрички во многих регионах страны просто встали, правительство выделило РЖД без малого 65 млрд рублей господдержки.