Баба йога - великая богиня. Настоящая баба-яга Барби ега

27.04.2024

Бабы-Яги нет на земле русской; но предания о Бабе-Яге почти бессмертны в устах целого русского народа. Она знакома в Петербурге почти так же, как и в Москве; её знают в Сибири и в Одессе; о ней говорят даже и в Аваче, словом, эта Баба-Яга что-то очень знакомое всякому русскому человеку!

Жизнь Бабы-Яги - сказка. Баба-Яга - идеал, миф, вздор. Но попробуйте уверить, какого хотите, русского простолюдина, что Бабы-Яги не было на свете, никто не поверит! Вам не покажут подлинного места, где живёт ещё Баба-Яга; её все боятся, все ужасаются; она легко может встретить вас и там и сям - она страшное, уродливое чудовище.

Вот что о ней говорит стихотворец: она:

Ростом - древний дуб высокий,

Толщиной - огромна печь!

Вся краса её - гриб старый.

Взгляд - всех хныкать заставляет,

Пешей сроду не ходила,

А любила всё скакать!

Вот что о ней же повествуют и сказки, дошедшие к нам из не постигнутой древности: «Баба-Яга, костяная нога, говорят они: в ступе едет, пестом погоняет, след помелом заметает»: следовательно, никому невозможно и знать о том, где проезжала эта баба , - её след заметается помелом, ее следу как не бывало: в этом-то и была одна из её таинственностей.

Ягайя-баба - это миф, это сказка! Где, как и когда найдем мы быт ее? Укажи, смельчак! Кого, или что разумеешь ты под этой Бабою-Ягойей ? У нас ее нет, на земле Русской; она - не славянка!

И говорю я тоже: эта Ягайя-баба - миф: она - сказка, она - рюрик ! Не жила она: нет этой бабы и в рядах славянок. Глубока та древность, из которой вышла она к нам, на святую Русскую землю! Ай да Баба-Яга!

Но вот о ней предание, которое, так или сяк, а сохранилось на русском люду, почитай везде, почитай всюду единогласно:

Ягайя-баба не цвела цветочком, не росла молодою молодушкой , она - вечная старушка , и старушка - пугало, проказница, какой другой не скоро найдешь! И если ты русский, то познакомься с нею ближе: она приветлива, она услужлива. И вот, всякий из наших молодцов, по крайней мере, из сказочных, не выходил от Яги-бабы без толку: Ягайя-баба всех наводила на путь, всем указывала дорожку к невестам! Вот такая была Яга-баба. Найди же теперь другую бабу такую же!

Полвека назад, или, может быть, больше, простой русский народ еще очень верил тому, что ее всякий найдет в лесах дремучих, непроходимых, соединяющих Русскую землю с какими-то чудными, неведомыми Царствами, или словом: с подсолнечными Королевствами и тридесятыми Государствами. Там он, наш народ русский, мастерски отыскивал бабину избушку, простую, тесную, в которой хозяйка леживала, растянувшись из угла в угол. Сказывали, что ее нос упирался в потолок и проч. Старушонка была очень не смазливая…

Самой странной архитектуры была ее избушка, она страивалась на курьих ножках и, как будто рассерженный индейский петух на гуменном току, повертывалась то туда, то сюда. Вертелась она, будто топотала на одном месте. В наше время никакой архитектор такой избушки не построит. Эти избушки делывались без планов и - главное, без смет.

Кружение избушки, без доброго, вестимого словечка, никогда не прекращалось: этот лесной индейский петух токовал вечно и, чтоб остановить его, то должно было сказать непременно: стань ты к лесу задом, а ко мне передом , и вот тут избушка тотчас останавливалась, и желающий тотчас входил в эту избушку.

При встрече нежданного гостя, Баба-Яга, пробормотав себе под нос что-то свое, для нее необходимое, всегда принимала гостя приветливо, а особенно русских; их она узнавала по какому-то духу, может быть, по отважности, по той славе, которая так давно твердит, что только русскому всякое море по колено. А другой кто ж пойдет к Бабе-Ягойе?..

И в вопросах, и в ответах Бабы-Яги всегда крылось какое-то таинство, наметки , и потому-то она, увидевши русского человека, обыкновенно приговаривала: доселева Русского духу и слухом не слыхивано, и видом не видывано, а нынеча, Русский дух в очью совершается ! Как ей не знать было русских! Но видно, что все русские, в самом деле, к ней приходили издалека и, поэтому, видно, что наша Баба-Ягайя живала неспроста; а иначе, как же бы ей угадывать русских только по оному духу? Тут глубокая, непостижимая древность, тут Индия, тут Монголия, тут самая темная даль нашей незапамятной бытности, до наших древнейших переселений из Азии в Европу! Баба-Яга - строчка из той нашей истории, которую уже никто из нас прочесть не умеет. Говорю опять: ай да Баба-Яга!

Русский простолюдин иногда еще боится Бабы-Яги: он, по какой-то наследственной привычке, стращает ею свое дитя, и - упрямец-дитя покоряется страшному . Бабою-Ягою, тот же простолюдин, в запальчивости, величает свою сердитую половину и каждую злую бабу, а эти, и всякие русские бабы, в свою очередь, охотно еще слушают всякую сказку, и почти уверены, что бывали когда-то, да и есть еще такие царевичи , которые и в настоящее время, в их невестимых странствиях: то волею, то неволею, а натыкаются на Ягойю. Верят добрые люди и тому, что каждый простосердечный до Ягойи-Бабы может быть доступным.

Стало быть: она существо кроткое, когда она так любит простосердечных , так почему же она - пугало для детей? Зачем же она их таскает? До детей добрых ей нет дела; но дети упрямые, непослушные, которые бегут на улицу, без спроса у родителей, все ее жертва! Заметим про себя, что улица и в песне, и в сказке русской - большой свет наших простолюдинов. Так зачем же туда ходить детям без спроса?..

Баба-Яга, по свидетельству наших сказочных преданий, не одна на белом свету . У нее есть сестры; вы пришли к ней, и она вас провожает от одной сестры до другой, всякий путь ей известен так же, как собственные уголки ее избушки. Притом, вообще все Бабы-Ёги очень хорошо читают в будущем, они вам все будущее выложат гладко, начистоту!.. Это сивиллы .

Не знаю, была ли которая из наших сивилл в законном супружестве, и не знаю, какой бы охотник на них женился; но одна сказка передает нам, что была Яга-баба, у которой было три дочери, и - эти-то дочери, страшно и подумать: помогали ей приготовлять в пищу детей и простосердечных ! По этой самой сказке и слепой увидит, что Бабы-Ёги не все-то были услужливы и доброхотны, и потому-то нет мудреного в том, что наши крестьяне так свободно стращают Бабою-Ягою детей своих. Но, может быть, Ягайя замужняя, Ягайя с дочерьми, только и была одна, - две, три много; может быть, людоедка и питалась людьми только для того, что по числу своего семейства не могла себя прокормить тем, чем бы насытилась одна. Притом: почему бы у нас не быть и собственно людоедкам? Однажды у нас на злодейку Ягайю нашелся простак , который не дался на жаркое и - сам накормил Бабу-Ягайю ее же дочерьми. Этого простака звали Филюшкой . С той поры уже нигде не говорится, и никто не говорит о людоедстве Бабы-Яги.

Ягайя-Баба живала над трубежами около наших Переславлей , или Переяславлей … - А теперь, смотрите, где не жила она: и во Владимире, и в Калуге, и в Рязани, и в Туле, и в Ярославле; ни там, ни сям никакое дитя не выбежит на улицу, коли пригрозят ему: нишни, нишни тебя унесет злодейка Ягайя-баба ! Дело кончено: ребенок ни вон из избы!

Что вы ни говорите, а все это предание и - предание глубокое, собственно русское; но не растолкованное в наших летописях, как и многое. Это предание затащено к нам на север издалека. В других странах Европы нет такой Яги-бабы, какая живет еще у нас в наших бабушкиных сказках.

(М. Макаров )

Из книги 100 великих кладов автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Баба-Яга против 19 марта 1926 года не кто иной, как Каганович, на которого коллеги жаловались Сталину в связи с тем, что «ни один другой первый секретарь Украины не использовал такой нажим при проведении украинизации», выступая на Политбюро ЦК КП(б)У, заявил, что «коренизация

Из книги Тайны славянских богов [Мир древних славян. Магические обряды и ритуалы. Славянская мифология. Христианские праздники и обряды] автора Капица Федор Сергеевич

Баба-яга (Яга Ягишна, Ежи-баба) В национальных традициях образ многогранен и противоречив: греческая нимфа Калипсо, Нагучица в сказках народов Кавказа, Жалмауыз-кемпир в казахских сказках, бабушка Метелица - в немецких.В русских сказках у Бабы-яги отталкивающая

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Баба-Яга Бабы-Яги нет на земле русской; но предания о Бабе-Яге почти бессмертны в устах целого русского народа. Она знакома в Петербурге почти так же, как и в Москве; её знают в Сибири и в Одессе; о ней говорят даже и в Аваче, словом, эта Баба-Яга что-то очень знакомое всякому

Из книги Молодая Екатерина автора Елисеева Ольга Игоревна

«Баба-птица» В это самое время на петербургской сцене появился новый актер, изрядно испортивший кровь великой княгине. Это был голштинский камергер Брокдорф, принятый Петром Федоровичем очень ласково. Когда-то его прогнали от себя Брюмер и Берхгольц, считая плутом, но

Из книги Древняя религия Славян автора Глинка Григорий Андреевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Кто она, Золотая Баба? Чтобы понять, кто же на самом деле есть Золотая Баба, нужно обратиться к сказаниям местных уральских и алтайских народов, которые ещё не так давно ей поклонялись.Нетрудно узнать в Золотой Бабе и мансийскую Сорни-Эква (Золотую женщину), и якутскую

автора

Баба Древняя славянская богиня тишины и покоя, плодородия и здоровья, домашнего благополучия. Повивальные бабки, которые помогали при родах, считали ее своей заступницей; да и все женщины обращались к богине за советом.Храм Бабы (Золотой Бабы), согласно преданиям,

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Белая баба Носительница болезни; дух судьбы; образ смерти. Чтобы не зашла белая баба в дом и не принесла несчастье, под порогом закапывали голову кобылы, цепляли косу над воротами или над косяком дверей, прибивали к порогу подкову. Существуют поверья, что перед смертью

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Дикая баба Мифический персонаж славян, известный преимущественно в Западной Украине. Гуцулы считали, что это высокая, худая, с длинными волосами женщина; в цепких руках у нее железный макогон, потому еще – железная баба. К людям относится враждебно. По преданиям, сидит с

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Баба Марта Фольклорный персонаж, известный на Буковине, в Болгарии, а также у северороманских народов. В преданиях еще встречается под именем Баба Докия. Сказок, легенд, преданий, рассказов о Бабе Марте с очень похожим сюжетом много. Баба Марта насмехается над последними

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Баба Яга Предположительно, у древних славян Баба Яга была великой богиней мрака и смерти, а возможно, жизни и смерти. Были ее капища с каменными идолами. Баба Яга – прообраз Макоши, Живы; лишь позже стала персонажем фольклора. В чешских преданиях Баба Яга стережет живую и

Ашихмина Екатерина

Баба-Яга

Краткое содержание мифа

Баба-Яга - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга живет в лесу в «избушке на курьих ножках», пожирает людей; забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова — человеческая нога, вместо запоров — руки, вместо замка - рот с острыми зубами. Благодаря народному эпосу, образ Бабы-Яги дошел до нас во многих мифах и легендах, таким, каким его рисовали наши предки.

Одна из многочисленных сказок про Баба-Ягу повествует нам о крестьянской семье, в которой Дед овдовел, женился на другой жене. От первой жены осталась у него дочка. Злая мачеха невзлюбила падчерицу и решила от нее избавиться. Когда муж уехал, мачеха отправила ее к своей тетушке за ниточкой с иголочкой. А тётка эта была Баба-Яга, «костяная нога». Но девочка не была глупой, почувствовала неладное, да и зашла прежде к своей родной тётке, которая подсказала ей что делать и дала с собою ленточку - для березки, маслица для ворот, хлебца - для собак, мясца - для кота. Пришла девочка к Бабе-Яге, та ее ткать посадила, а своей работнице наказала баню истопить да помыть девочку, чтоб ее на завтрак съесть. Девочка смекнула, что к чему, сидит, ни жива, ни мертва. Попросила она ласково работницу, чтоб та ее отпустила и подарила ей платочек. Тогда кот вздумал на нее наброситься, но девочка его мясцом накормила. В благодарность он помог ей бежать и дал волшебный гребешок и полотенце.

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала. Собаки хотели её разорвать, но тут она бросила им хлебца, и они пропустили девочку. Ворота хотели захлопнуться, но она подлила им под пяточки маслица, и они пропустили девочку. Берёзка хотела ей глаза выстегать, но она её ленточкой перевязала, и та пропустила девочку. Обнаружив, что девочка сбежала, Баба-Яга разгневалась на своих слуг. Они же ей в ответ молвили, что никто так ласково с ними не обходился, как эта девочка.

Баба-Яга, костяная нога поскорее села в ступу и пустилась в погоню за девочкой.

А девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга гонится и вот-вот настигнет ее: взяла и бросила полотенце - сделалась река такая широкая, широкая! Баба-Яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела, воротилась домой, собрала своих быков и погнала к реке. Быки выпили всю реку дочиста. И снова Баба-Яга пустилась в погоню.

Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что Баба-Яга уж близко: бросила гребешок - сделался лес, такой дремучий да частый! Баба-Яга стала его грызть, но, сколько ни старалась, не могла прогрызть и воротилась назад. Когда дед вернулся домой и услышал рассказ дочери, он рассердился на жену и прогнал её из дому, а сам с
девочкой стал жить-поживать да добра наживать.

Образы и символы мифа

Образ Бабы-Яги в сказках слагается из разных деталей.

Во-первых, яга-дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары.

Во-вторых, яга-похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение).

В-третьих, яга-воительница, прилетающая к героям в избушку, ведущая с ними бой, а порой и наказывающая их (вырезающая у них из спины ремень).

Народный фольклор всегда стремился отразить хозяйку избушки на курьих ножках непременно в уродливом виде, как обычно представляли себе нечистую силу. То рог, то огромный нос до потолка, вислые груди до пояса, подслеповатость, а то и звериное обоняние.

Самая яркая примета Бабы-Яги - ее костяная нога. Реже в сказках упоминается золотая нога. В древних поверьях народов, говоривших на индоевропейских языках, в стопе ноги заключалась живая душа человека. Ее вместилищем была особая маленькая навья косточка. Если нога не живая, а костяная или золотая, то перед нами уже не человек, а только дух или «навь». Навь, по славянским поверьям, душа предка, покойника. Баба-Яга, таким образом, представлялась как существо загробного мира, посредник между царством живых и мертвых, мифологический персонаж, лишенный живой души.

Ступа в славянской мифологии - это транспорт мертвых, неживых персонажей. В погребальных обрядах древних европейцев ступу и пест клали в могилы еще 4 тысячи лет назад, Характерная для Бабы-Яги метла или пест выполняют роль своего рода стимулятора движения. Яга в полете пестом погоняет, метлой следы заметает.

Метла — предмет, непосредственно связанный с женским началом, а также с магией очистительной силы в представлении древних. Например, по древней традиции на похоронах весь путь от дома до могилы надо было непременно промести метлой. Иначе покойный найдет путь домой с погоста, вернется, начнет вредить людям.

Не менее важна избушка на курьих ножках. В народной фантазии она была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица — священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Поэтому сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках, то есть оказывается на грани жизни и смерти.

В сказках Баба-Яга может жить в различных местах. Чаще всего в дремучем лесу. Другое обиталище Яги находится за огненной рекой, за Калиновым мостом. Огненная река — это граница между «белым светом» и загробным миром. Баба-Яга - будто пограничник, сторожит проход в волшебную страну. Калиновый мост тоже попал в наши сказки не случайно. Мост — по верованиям древних индоевропейцев разделяет реальный и волшебный миры. Пройти по нему может только праведник, чтобы попасть в царство божье и не сгинуть в аду. А ягоды калины долго сохраняются под снегом. Поэтому куст калины в фантазиях предков как бы связывал годичные циклы детородной жизни природы (весна, лето, осень) и ее временной смерти (зима).

Коммуникативные средства создания образов и символов

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом изображения сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

С точки зрения сторонников «славянского» (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам — миру мёртвых и миру живых. Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге.

Прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, то однозначного представления о них не было.

Множество сказок дошедших до наших дней открывают перед нами полный образ Бабы - Яги. Это такие произведения, как: « Гуси-лебеди», « Царевна-лягушка», « Василиса Прекрасная», « Марья Моревна», « Иван-царевич и Белый Полянин», « Поди, туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Большинство из них были экранизированы. Чаще других роль Бабы-Яги играл Георгий Милляр.

Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Алавердиева. Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-Яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Яга, или Небесные яблоки» и др.

Социальное значение мифа

Баба-Яга является не только одним из самых популярных персонажей в славянской мифологии, но и самым харизматичным, это едва ли не самая популярная женщина из всех многочисленных волшебных героинь русских сказок. Она традиционно ассоциируется с нечистой силой, предстает в образе злой колдуньи, однако зачастую мы видим, как она помогает добрым молодцам в поисках царевны, и делает это бескорыстно.

Баба-Яга — хранительница различных волшебных ремесел. Василиса Прекрасная у нее выучилась великолепно ткать и шить. Характер у Бабы-Яги строгий. Определит вечером задание, потом обязательно проверит, выполнено ли. Нерадивость, лень не переносит — накажет. А то, что уроки ее очень трудны, уж извините, ведь не простые ученицы у нее — все молодые волшебницы. Поэтому в наших волшебных сказках в образе Бабы-Яги как бы переплелись качества положительного и отрицательного персонажа.

В детстве каждый ребенок хотя бы раз слышал сказку о Бабе-Яге и помнит, как родители пугали ею, стоило ребенку в чем-либо провиниться, или ослушаться старших. Повзрослев, мы осознаем весь колорит этого мифического персонажа.

На детских утренниках или на русских гуляньях, посвященных какому либо празднику, не обойтись без такого яркого героя как Баба-Яга. Она и закрутит сюжет любого действия, и испытает смелых и сильных в бою, и, конечно же, щедро наградит достойных.

"Помолюся я, поклонюся Бабе-Яге и ее дочерям. Ой, еси, вы, яги-бабовы дочки, присушите рабу божию Настасью ко мне, доброму молодцу, метлами, все следы заметите, клюками застучите, огонь в печах медных разожгите, чтоб пеклась так обо мне Настя и калилась ее любовь, как медная печь огненная, во всякое время, во всякий час". Старинное любовное заклятие

Баба Яга - знакомый каждому с детства образ представлен злой старухой живущей в лесу дремучем. Однако в мифологии славян Ягиня совсем другой видится.

Кто такая Ягиня

Ягиня - дочь Вия, властителя мира Нави и названная дочь .

Ягиня у славян была мудрой волшебницей с доброй и светлой душой, хранившая границы миров.

Обладала она мудростью женской да в колдовстве сильна была. Жила на границе между мирами и власть над пространствами имела. Могла Ягиня из мира Нави в Явь путешествовать спокойно, да души умерших встречать и переводить в загробный мир.

Баба Яга считается хранительницей границ между миром явным (яви) и нави (мира мертвых).

Как представлена у славян

В разных источниках образ Ягини разнится. В одних она изображена молодой красавицей быстрой да сильной. На ногах сапожки золотые. Косы длинные разными украшениями украшены, одежда чистая да светлая.

В других источниках это взрослая женщина, мать.

В более поздних источниках старуха одиноко живущая в лесу непроходимом да детей ворующая на съедение, но это уже сказки советского времени.

Обращались к Йогине за советом, однако помогала она не каждому. Сначала испытания разные устраивала ибо знания большие могут вред принести людям при неправильном использовании. Мудрости лишь достойных учила.

Со всего свету приходили учиться к ней мудрости. А в тяжелые времена, когда раздор и войны были, собирала Яга детей сирот и учила мудрости житейской. Многие из тех сирот волхвами стали да жрецами, а женщины хорошими женами становились, детей рожали, род продолжали.

Современная баба яга отличается от своего первичного прообраза. Изображена одинокой старухой живущей в глухом лесу. Однако силу мудрости сказки сохранили и по сей день.

Поэтому и звали славяне ее Матушкой Ягиней.

Также Ягиня связана с обрядом инициации. Когда юноши проходили испытания перед наречением имени.

Атрибутика и символика Яги

Современная баба яга - это древняя Ягиня (Йогиня). Потому и атрибуты у них одинаковы.

  • Филин птица мудрости ;
  • д линные волосы как символ силы и женственности;
  • клубочек путь указывать,
  • тарелочка с яблочком чтобы будущее видеть,
  • ступа для полета;
  • да метла чтобы зло выметать .

Б аба яга как оберег дома

В современном мире баба яга в виде куклы часто используется для защиты дома и семьи от всякого негатива. Учитывая то, что Ягиня жила на границе миров и не пропускала навьи сути в мир нави, оберег вешается над входом в дом и не пропускает зло в семью. Также баба яга служит оберегом любви и семейных отношений.

Семья Ягини

Отец Ягини - Вий: повелитель подземного мира, мать названная Макошь. От обоих родителей мудрости и умений она взяла.

В славянском фольклоре Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе , живёт в лесу, в избушке на курьих ножках , окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-Яга - каннибал). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу , выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, недетерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта .

Двойственная природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации . Так, во многих сказках Баба-Яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

К образу Бабы Яги в своём творчестве неоднократно обращались русские писатели и поэты А. С. Пушкин , В. А. Жуковский («Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»), Алексей Толстой , Владимир Нарбут и др. Живописные интерпретации её образа получили широкое распространение среди художников серебряного века : Ивана Билибина , Виктора Васнецова , Александра Бенуа , Елены Поленовой , Ивана Малютина и др.

Этимология

По мнению Макса Фасмера, Яга имеет соответствия во многих индоевропейских языках со значениями «болезнь, досада, чахнуть, гневаться, раздражать, скорбить» и т. п., откуда вполне ясен первоначальный смысл названия Бабы-Яги. На языке Коми слово «яг» означает бор, сосновый лес. Баба - это женщина (Нывбаба - молодая женщина). «Баба яга» можно читать как женщина из бора-леса или лесная женщина. Есть еще один персонаж коми сказок Ягморт (лесной человек) . «Яга» является уменьшительной формой распространённого среди западных славян женского имени «Ядвига», заимствованного у немцев.

Происхождение образа

Баба Яга как богиня

М. Забылин пишет:

Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали и услаждается при этом, пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт, всегда, где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и её миф сливается с мифом ведьм .

Существует также версия, что под Бабой Ягой скрывается богиня Макошь . Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология , народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга.

По другой версии образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, - результат антропоморфизма . Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках .

Сибирская версия происхождения Бабы Яги

Существует и иная трактовка . Согласно ей, Баба-Яга - персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588) «О государстве русском», в главе «О пермяках, самоедах и лопарях»:

Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка - такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).

Внешний вид

Баба-Яга обычно изображается в виде большой (нос в потолок) горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом. На лубочных картинках она одета в зелёное платье, сиреневую кичку , лапти и брюки . На другой древней картине Баба-Яга одета в красную юбку и сапоги . В сказках нет акцента на одежды Бабы-Яги.

Атрибуты

Избушка на курьих ножках

В древности умерших хоронили в домовинах - домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга - это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён - жрица , руководившая обрядом кремации мёртвых . Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых. Известный специалист в области мифологии А. Л. Баркова трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: «Её избушка „на курьих ножках“ изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё - со стороны леса, то есть из мира смерти.

Название „курьи ножки“, скорее всего, произошло от „курных“, то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили „избу смерти“ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в - веках). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом - она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху - „русским духом пахнет“ (запах живых неприятен мёртвым)». «Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, продолжает автор, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых. Есть и другой вариант - быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём» .

Локализация избушки на курьих ножках связана с двумя волшебными реками, либо огненной (ср. джаханнам , над которым также протянут мост), либо с молочной (с кисельными берегами - ср. характеристику Земли Обетованной : молочные реки Чис. или мусульманского Джаннат) .

Светящиеся черепа

Существенным атрибутом жилища Бабы Яги является тын , на кольях которого насажены лошадиные черепа , используемые в качестве светильников . В сказке про Василису черепа уже человеческие, но именно они являются источником огня для главной героини и её оружием, которым она сожгла дом своей мачехи .

Волшебные помощники

Волшебными помощниками Бабы Яги выступают гуси-лебеди , «три пары рук» и три всадника (белый, красный и черный) .

Характерные фразы

Степная Баба Яга

Помимо «классической» лесной версии Бабы-Яги, существует и «степная» версия Бабы-Яги, которая живет за Огненной рекой и владеет табуном славных кобылиц . В другой сказке Баба-Яга золотая нога во главе несметной рати воюет против Белого Полянина . Отсюда некоторые исследователи ассоциируют Бабу-Ягу с «женоуправляемыми» сарматами - пастушеским коневодческим степным народом. В этом случае ступа Бабы Яги является славянским переосмыслением скифо-сарматского походного котла, а само имя Яга возводится к сарматскому этнониму языги .

Мифологический архетип Бабы-Яги

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога) служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых, благодаря совершению определённых ритуалов. Ещё одним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избушках на опорах.

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную, по его мнению, деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мёртвых. А, «требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится этой пищи, что он имеет на неё право, что он „настоящий“. То есть пришелец через испытание едой доказывает Яге искренность своих побуждений и показывает, что он-то и есть действительный герой в отличие от лжегероя, самозванца-антагониста» .

Эта еда «отверзает уста умершего», считает Пропп, убеждённый в том, что сказку всегда предваряет миф. И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать. «Еда, угощение непременно упоминаются не только при встрече с Ягой, но и со многими эквивалентными ей персонажами. …Даже сама избушка подогнана сказочником под эту функцию: она „пирогом подперта“, „блином крыта“, что в детских сказках Запада соответствует „пряничному домику“. Этот домик уже своим видом иногда выдает себя за дом еды» .

Ещё одним прототипом Бабы-Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но отношение к ним было неоднозначным: многие считали их соратниками нечистой силы, так как живя в лесу они не могли не общаться с нечистой силой. Так как в основном это были нелюдимые женщины, но однозначного представления о них не было.

Образ Бабы Яги в музыке

Образу Бабы Яги посвящена девятая пьеса «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) » известной сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки - воспоминание о Викторе Гартмане », 1874 г., созданной в память о своём друге, художнике и архитекторе. Широко известна также современная интерпретация этой сюиты - «Pictures at an Exhibition », созданная английской прогрессив-рок -группой Emerson, Lake & Palmer в 1971 году , где музыкальные пьесы Мусоргского чередуются с оригинальными композициями английских рок-музыкантов: «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский); «The Curse of Baba Yaga» (Эмерсон, Лейк, Палмер); «The Hut of Baba Yaga» (Мусоргский). Бабе Яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Лядова , соч. 56, 1891-1904 гг. В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом » 1878 года также есть пьеса «Баба Яга».

Баба-Яга упоминается в песнях группы «Сектор газа» «Моя бабка» из альбома «Гуляй, мужик!» (1992) и «Илья Муромец» из альбома «Ночь перед Рождеством» (1991).Также Баба-Яга фигурирует в качестве персонажа в мюзиклах: «Кощей Бессмертный» группы «Сектор Газа», «Илья Муромец» дуэта «Сектор Газовой Атаки», и в одном из эпизодов мюзикла «Спящая красавица» группы «Красная плесень». В 1989 году в Сицилии , городе Агридженто , была основана интернациональная фолк-группа Baba Yaga .

У группы На-На есть песня «Бабушка Яга», написанная композитором Виталием Окороковым на слова Александра Шишинина. Исполняется как на русском, так и на английском языках.

Советский и российский композитор Теодор Ефимов написал музыку к песенному циклу о Бабе-Яге. В цикл вошли три песни: «Баба-Яга» (слова Ю.Мажарова), «Баба-Яга-2 (Лесной дуэт)» (слова О. Жукова) и «Баба-Яга-3 (Про Бабу-Ягу)» (Сл. Э. Успенского). Цикл исполнялся ВИА «Ариэль». Кроме того, третью песню упомянутого цикла исполнял театр музыкальной пародии «Бим-Бом». Также есть песня Давида Тухманова на стихи Юрия Энтина «Добрая бабушка Яга» в исполнении Александра Градского, вошедшая в цикл «Ужастик-парк».

Образ Бабы Яги обыгрывается в альбоме «Избушка бабушки зомби» русской фолк-блэк группы Изморозь.

Развитие образа в современной литературе

  • Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок - например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
  • Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч , персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу ».
  • Роман «Возвращение к Бабе-Яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе-Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий.
  • В сериях комиксов «Хеллбой » Майка Миньолы Баба-Яга является одним из отрицательных персонажей. Она обитает в загробном мире у корней Мирового Древа Иггдрасиль . В первом томе серии («Пробуждение дьявола») у неё укрывается побежденный Распутин . В новелле «Баба-Яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. В отличие от большинства современных литературных интерпретаций образ Бабы-Яги у Миньолы не несет в себе сатирической нагрузки.
  • Образ Бабы-Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла и ведьмы происходит в первом же мини выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку. Но не всё так просто, как кажется и в завершении выпуска узнается, что это была лишь копия, созданная для проверки сил мифического защитника.
  • Также образ Бабы-Яги встречается у современного автора русской литературы - Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха », где, в свою очередь, она занимает одно из центральных мест в роли положительного героя, а именно - эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.
  • Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева (написанная в 1996 первая глава повести опубликована в журнале «Звездная дорога» в 2000). Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др.
  • Баба-Яга появляется также в серии комиксов «Армия Тьмы», где представлена уродливой старухой, желающей заполучить книгу мёртвых - Некрономикон , чтобы вернуть себе молодость. Была обезглавлена одним из смертных грехов - Гневом.
  • Роман «Снесла Баба Яга яичко» современной хорватской писательницы Дубравки Угрешич использует мотивы славянского фольклора, в первую очередь, сказок о Бабе Яге.
  • Роман «Черная Кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова Бабами Йогами - называют ведуней рода - изгнанных в стародавние времена шаманом, к бабе Йоге Нешанке, живущей в заговоренном месте, в избе на двух пнях - напоминающих птичьи лапы, обращаются за помощью Уника, Таши, и Ромар, потом Уника сама станет Бабой Йогой.
  • В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гротер» Баба Яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса - Ягге, бывшей богини древнего разрушенного пантеона.
  • Баба-Яга является также одним из основных персонажей в сказке Леонида Филатова « » и в одноименном анимационном фильме .
  • Баба-Яга - один из персонажей 38-ого выпуска комикса «The Sandman » Нила Геймана , события которого происходят в лесах не названной явно страны. Из других атрибутов Бабы-Яги в выпуске присутствуют избушка на курьих ножках и летательная ступа, на которой Баба-Яга и главный герой преодолевают часть пути из леса в город.
  • У Елены Никитиной Баба Яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.
  • Баба-Яга появляется в книге «Трое в песках» цикла «Трое из Леса » Юрия Александровича Никитина . Она является одной из последних хранительниц древней женской магии и помогает героям.

Баба-Яга на экране

Фильмы

Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр , в том числе в фильмах:

«Приключения в Тридесятом царстве» (2010) - Анна Якунина.

Имя славянской женщины-чародейки стало популярно и в Западной Европе. В 1973 году вышел франко-итальянский фильм «Баба Яга» (итал. Baba Yaga (film) ) режиссёра Коррадо Фарина (итал. Corrado Farina ) c Кэрролл Бейкер в заглавной роли. Фильм был создан по мотивам одного из эротико-мистических комиксов Гуидо Крепакса (итал. Guido Crepax ) из серии «Валентина» (итал. Valentina (fumetto) ).

Мультфильмы

  • «Царевна-лягушка» (1954) (реж. Михаил Цехановский, озвучил Георгий Милляр)
  • «Ивашко и Баба-Яга » (1938, озвучил Осип Абдулов)
  • «Царевна-лягушка» (1971) (реж. Ю. Елисеев, озвучила Зинаида Нарышкина)
  • «Конец Чёрной топи» (1960, озвучила Ирина Мазинг)
  • «Про злую мачеху » (1966, озвучила Елена Понсова)
  • «Сказка сказывается » (1970, озвучила Клара Румянова)
  • «Летучий корабль » (1979, женская группа Московского Камерного Хора)
  • «Василиса Прекрасная » (1977, озвучила Анастасия Георгиевская)
  • «Приключения домовёнка» (1985) / «Сказка для Наташи» (1986) / «Возвращение домовёнка» (1987) (озвучила Татьяна Пельтцер)
  • «Баба Яга против! » (1980, озвучила Ольга Аросева)
  • «Ивашка из Дворца пионеров » (1981, озвучил Ефим Кациров)
  • «Ну, погоди! » (16-й выпуск) (1986)
  • «Уважаемый леший» (1988, озвучил Виктор Проскурин)
  • «А в этой сказке было так…» (1984)
  • «Два богатыря » (1989, озвучила Мария Виноградова)
  • «Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучила Казимира Смирнова)
  • «Бабка Ежка и другие» (2006, озвучила Татьяна Бондаренко)
  • «Про Федота-стрельца, удалого молодца » (2008, озвучил Александр Ревва)
  • «Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (2006, озвучила Наталья Данилова)
  • «Иван Царевич и Серый Волк » (2011, озвучила Лия Ахеджакова)
  • «Барток Великолепный » (1999, озвучила Андреа Мартин)

Сказки

«Родина» и день рождения Бабы-Яги

Исследования

  • Потебня А. А. , О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. [гл.] 2 - Баба-яга, «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских», М., 1865, кн. 3;
  • Веселовский Н. И. , Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах» . // Записки Императорского Одесского Общества Истории и Древностей, т. XXXII. Одесса: 1915. Отд. оттиск: 40 с. + 14 табл.
  • Топоров В. Н. , Хеттская salŠU.GI и славянская баба-яга, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, в. 38.
  • Малаховская А. Н. , Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. - СПб.: Алетейя, 2007. - 344 с.

Персонаж игр

  • В игре «Гарри Поттер и Узник Азкабана » Баба-Яга является одной из знаменитых ведьм. Про неё рассказывается то, что она любит поесть на завтрак (возможно и на обед, и на ужин) маленьких детей. Её можно увидеть на коллекционной карточке в группе про знаменитых ведьм, она красуется на карточке № 1.
  • Баба-Яга - один из персонажей игры «Castlevania: Lords of Shadow».
  • В первой части игры «Quest for Glory » Баба-яга - один из главных врагов героя. Позже старушка вновь появляется в одной из последующих игр этой серии.
  • Баба-Яга упоминается в одном из сюжетных разговоров между братьями Андерсонами в игре «Alan Wake». Кроме того, у дома на озере Колдрон имеется табличка с надписью «Birds leg cabin», что может быть интерпретировано как избушка на курьих ножках.
  • В игре «Недетские сказки» персонаж Бабы Яги назначает квесты игроку.
  • В игре «Ведьмак » встречается монстр Яга - старая умершая женщина.
  • В играх «Поди туда, не знаю куда», «Баба Яга за тридевять земель», «Баба Яга учится читать» Баба Яга является изучающей какой-либо предмет вместе с ребёнком, вместе с ним же попадая в разные переделки.

См. также

Примечания

  1. Заколдованный замок
  2. Ян Деда и красная баба-яга
  3. Энциклопедия сверхъестественных существ. Локид-МИФ, Москва, 2000 г.
  4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. : Изд-во ЛГУ, 1986.
  5. Телеканал Юрган
  6. Мифология коми
  7. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. 1880.
  8. «Баба Яга - богиня?»
  9. Михаил Ситников, Невинно умученная Яга. «Духовный авангард», подобно талибам, ругающим христиан «крестопоклонниками», мажет мифологическую Бабу-Ягу дегтем , Портал-Credo.Ru, 13.07.2005.
  10. Веселовский Н. И. Мнимые каменные бабы // Вестник Археологии и Истории, издаваемый Императорским Археологическим Институтом. Вып. XVII. Спб. 1906.
  11. Некоторые наблюдения над эволюцией образа Бабы Ягив русском фольклоре
  12. Танцующий напротив Яги
  13. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков
  14. Баркова А. Л., Алексеев С. , «Верования древних славян» / Энциклопедия для детей. [Т.6.]: Религии мира. ч. 1. - М.: Аванта Плюс. ISBN 5-94623-100-6
  15. Марья Моревна
  16. Гуси-лебеди
  17. Финист - Ясный Сокол
  18. Василиса Прекрасная
  19. Иван-Царевич и Белый Полянин
  20. О cлавянских сказках
  21. Упадок в результате сарматского нашествия
  22. В собрании А. Н. Афанасьева существует первый вариант сказки «Пёрышко Финиста ясна сокола», где тройственную Бабу Ягу замещают три безымянные «старушки». Этот вариант позднее был обработан

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", "ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.


Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги - грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.