Перемещение через таможенную границу рф. Порядок перемещения товаров через таможенную границу Порядок перемещения майонезов через таможенную границу

20.01.2024

Введение

1 Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.2 Перемещение товаров физическими лицами

1.3 Перемещение транспортных средств

1.4 Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях

1.6 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач

2 Анализ деятельности Оренбургской таможни по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств

2.1 Практика перемещения товаров физическими лицами

2.2 Перемещение транспортных средств через таможенную границу Оренбургской области

2.3 Выявленные правонарушения в области перемещения товаров через таможенную границу Оренбургской области

3 Пути решения проблем, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Товарооборот Приволжского региона по странам за январь 2009 г. (тыс.долл.США)


Введение

Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Это значит, что перемещение должно происходить в соответствии с действующим таможенным законодательством. Соблюдение законодательства является одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В статье 11 Таможенного Кодекса РФ дается определение этого понятия. Под перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным Кодексом РФ, а также рядом других нормативно-правовых актов. Важность процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу невозможно переоценить, так как на нем строится система взимания таможенных платежей, институты таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющие обеспечить как экономическую, так и государственную безопасность страны.

Актуальность темы исследования прослеживается в вышесказанном, и заключается в том, что процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является ключевым объектом деятельности таможенных органов, а от состояния институтов таможенного оформления и таможенного контроля напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.

Таким образом, мы можем сформулировать цель поставленного исследования в следующем виде: дать анализ особенностям перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Оренбургской области. Соответственно, исходя из плана нашей работы, можно выделить задачи исследования, решение которых необходимо для достижения его цели:

1. разобраться в основных принципах перемещения товаров и транспортных средств;

2. изучить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

3. дать анализ деятельности Оренбургской таможни в области перемещения товаров и транспортных средств;

4. сделать выводы по проведенным мероприятиям Оренбургской таможней, связанным с перемещением товаров и транспортных средств.

При написании данной работы использовались нормативные акты ФТС РФ, статьи из журналов, посвященных таможенному делу, официальная статистическая информация, опубликованная в этих журналах.

Объектом нашего исследования является процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с перемещением указанных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.


1 Правовые основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

1.1 Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Товары и транспортные средства перемещаются в соответствии с определенными принципами, установленными таможенным законодательством. Принципы – это основополагающие начала, основные исходные положения.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу содержатся в главе 2 ТК РФ, где нормы раскрываются по следующим направлениям: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, включая перемещение валюты и валютных ценностей (ст.12); соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст.13); таможенное оформление (ст.14); таможенный контроль (ст.14); пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами (ст.15); обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст.16); гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством (ст.17) /1/.

Принципы, связанные с правоотношениями в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, гарантируют стабильность норм и процедур в сфере таможенного дела.

Для перемещение товаров (втом числе валюты и валютных ценностей) и транспортных средств через таможенную границу устанавливается основополагающий принцип в таможенном деле, отражающий равноправие всех лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу /2/.

Основания для перемещения, административные процедуры и требования идентичны для всех лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или ТК РФ. Кодекс предусматривает общепринятые в международной практике исключения. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливается ТК РФ.

Следующий принцип состоит в том, что при перемещении товаров через таможенную границу необходимо соблюдение запретов и ограничений. Статья 13 ТК РФ определяет порядок действий в отношении товаров, запрещенных (ограниченных) к ввозу на таможенную территорию РФ и к вывозу с таможенной территории РФ, а также называет лиц, обязанных этот порядок соблюдать.

Следует отметить, что запреты и ограничения могут устанавливаться в актах как российского права, так и международного права: международных договорах, правилах международных организаций.

Обеспечение соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер гарантируется посредством установления специальных административных процедур, предписаний, сведенных к основным институтам таможенного дела - таможенному оформлению и таможенному контролю. Им посвящены отдельные разделы ТК РФ /3/.

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. Статья содержит жесткое предписание, согласно которому все товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю. Может быть предусмотрена лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Также могут существовать различные технологии и процедуры таможенного оформления (например, декларирование товаров физическими лицами).

Принцип, заложенный в статье 14, можно назвать общепринятым в международной практике. Например, стандартное правило 6.1 Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривает, что все товары, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю.

Также предписано, что таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.

Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами – этот принцип регламентируется статьей 15, которая устанавливает ограничение оборотоспособности товаров и транспортных средств до их выпуска. Если ст.14 ТК РФ устанавливает обязательные административные процедуры, гарантирующие возможность обеспечения соблюдения таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, то статья 15 закрепляет юридические запреты на свободное обращение товаров, находящихся под таможенным контролем /2/.

Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров - эта статья перечисляет круг лиц, на которых законом возлагается юридически значимая обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.

При этом лица разделены на две группы по следующим признакам: перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом и перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом.

Последний принцип - гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом . Следуя общепринятым в зарубежных странах нормам, Кодекс устанавливает базовый принцип таможенного дела, согласно которому таможенные органы вправе требовать от лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТК РФ /4/.

1.2 Перемещение товаров физическими лицами

Товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями гл. 23 (ст. 280-290) ТК.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

Ростовский филиал

Кафедра организации таможенного контроля и ТСТК

РЕФЕРАТ

по дисциплине "Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств"

"Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза"

Выполнил: студент 3 курса

экономического факультета

Зинченко П.А.

Проверил: преподаватель

Корнилова В.Ф.

Ростов-на-Дону 2010

С ОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТОВАРОВ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
      • 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, СОВЕРШАЕМЫЕ С ТОВАРАМИ ДЛЯ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
      • 2.1 Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования
      • 2.2 Таможенное декларирование товаров для личного пользования
      • 2.3 Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования
      • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (далее - ТК ТС) и Постановления Правительства РФ от 17.06.2010 N 446 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является специальной таможенной процедурой (глава 49 ТК ТС; также гл. 23 ТК РФ)

Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 150 ТК ТС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. При этом в соответствии со статьей 203 ТК ТС право выбора таможенной процедуры в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, предоставляется лицу их перемещающему.

Следует отметить, что применение какой-либо процедуры, либо порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу обусловлено необходимостью соблюдения всех требований и условий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников.

1. Перемещение товаров для личного пользования

Порядок перемещения товаров, предусмотренный главой 49 ТК ТС, применяется только в отношении физических лиц и только в отношении перемещаемых ими товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее - для личного пользования).

Таким образом, одной из составляющих, имеющих существенное значение для применения порядка перемещения товаров, предусмотренного главой 49 ТК ТС, является процедура определения предназначения товаров. Согласно ст.3 Постановления Правительства РФ от 17.06.2010 N 446, отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;

- характера и количества товаров;

- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях в соответствии с главой 44 ТК ТС. Если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу и к таким товарам после их выпуска применяются нормы Таможенного кодекса таможенного союза без учета особенностей, установленных главой 49 Кодекса.

2. Таможенные операции, совершаемые с товарами для личного пользования

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств-членов таможенного союза. Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства-члена таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.

При перемещении товаров для личного пользования физическими лицами таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая такие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.

По желанию лица, перемещающего товары для личного пользования, в отношении таких товаров могут быть совершены таможенные операции, связанные с их размещением на временное хранение, помещением под таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС, а также вывозом с таможенной территории ТС, если они не покидали место прибытия.

В случае несовершения таможенных операций, указанных в п.4 статьи 354, товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТК ТС.

Таможенный контроль в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, производится в соответствии с ТК ТС и международным договором государств-членов таможенного союза.

2.1 Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования

В соответствии с пунктом 1 статьи 354 ТК ТС таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.

Правительство РФ постановлением от 27.11.2003 № 715 утвердило "Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования" (далее - Положение о порядке таможенного оформления) налогов), которое определило порядок осуществления таможенных процедур и операций при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. ТК ТС и Положением о порядке таможенного оформления предусмотрен порядок таможенного оформления следующих категорий товаров:

ь перемещаемые физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже;

ь перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже;

ь автомобили, перемещаемые физическими лицами.

Согласно ст. 351 ТК ТС:

Несопровождаемый багаж - товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу в связи с въездом этого физического лица на территорию таможенного союза или его выездом с таможенной территории таможенного союза;

Сопровождаемый багаж - товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу;

Товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком - товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавших таможенную границу;

Транспортное средство для личного пользования - авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

2.2 Таможенное декларирование товаров для личного пользования

Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Согласно п.2 ст. 355 ТК ТС, таможенному декларированию в письменной форме подлежат:

ь товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;

ь товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

ь товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов Таможенного союза;

ь транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории ТС союза и обратно ввозимых на такую территорию;

ь валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и международным договором государств - членов ТС;

ь культурные ценности;

ь товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физлицо имеет несопровождаемый багаж;

ь иные товары, определенные таможенным законодательством ТС.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии Таможенного союза. таможенный декларирование товар платеж

Физическое лицо вправе по своему желанию произвести таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, с использованием пассажирской таможенной декларации.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном, иным сопровождающим лицом либо представителем перевозчика, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, иных лиц - руководителем группы либо представителем перевозчика). При перемещении через таможенную границу гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших таможенное декларирование осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме сопровождающим лицом, с представлением документов, указанных в частях второй и третьей п.6 ст. 355. В иных случаях, товары декларируются в устной форме.

В местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования, может применяться система двойного коридора. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций..Таможенные органы обязаны информировать заинтересованных лиц о товарах, подлежащих в соответствии с законодательством государств-участников ТС декларированию в письменной форме.

2.3 Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования

Таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". Например, в отношении бывших в употреблении товаров для личного пользования, временно ввозимых иностранными физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложении 5 соглашения, в размерах, предусмотренных данным приложением, за исключением случая, когда иным международным договором государств - членов ТС этим государствам предоставлено право устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин и налогов. Например, за этиловый спирт товарных позиций 2207 и 2208 90 ТН ВЭД ТС, в количестве до 5 литров по единой ставке 22 евро за 1 литр

Согласно приложения №6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, для целей исчисления таможенных пошлин, налогов момент выпуска и объем двигателя авто-, мототранспортных средств определяются декларантом на основании:

ь сведений, содержащихся в документах, подтверждающих их регистрацию в государстве предыдущей регистрации;

ь информации производителя или генерального импортера, дилера, дистрибьютора или иного представителя интересов производителя в государстве - члене таможенного союза, в том числе содержащейся на идентификационных наклейках или табличках либо закодированной в номере кузова авто-, мототранспортного средства;

ь иных вспомогательных источников информации.

Заключение представителя интересов производителя авто-, мототранспортного средства в государстве - члене таможенного союза может быть запрошено таможенным органом после завершения таможенных операций, связанных с выпуском авто-, мототранспортного средства, в целях контроля сведений о моменте выпуска и (или) рабочем объеме цилиндров двигателя авто-, мототранспортного средства.

В случае если точная дата изготовления не определена, но имеется информация о годе либо годе и месяце изготовления авто-, мототранспортного средства, датой изготовления считается 1 июля года изготовления либо 15-ое число месяца изготовления соответственно.

При отсутствии документов и информации о сведениях, год выпуска авто-, мототранспортного средства определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере авто-, мототранспортного средства, при этом полный год исчисляется с 1 июля года выпуска.

В соответствии со ст. 13 , обязанность уплаты таможенных платежей возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации.

Обязанность по уплате таможенных платежей прекращается у декларанта в случаях:

При отказе таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенным органом таможенной декларации; - при уплате или взыскании в полном объеме таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, установленным Соглашением для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение;

- при обращении товаров для личного пользования в собственность государства члена ТС, в соответствии с законодательством;

- при помещении товаров для личного пользования под таможенные процедуры уничтожения или отказа в пользу государства;

При уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; - при обращении взыскания на товары для личного пользования, в том числе за счет стоимости товаров для личного пользования, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза;

- при выпуске товаров в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с Соглашением;

Если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную двум евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующим на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

- при признании сумм таможенных пошлин, налогов безнадежными к взысканию и списании их в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством государства - члена таможенного союза, таможенный орган которого осуществлял взыскание этих сумм;

- в связи со смертью декларанта или объявлением его умершим в соответствии с законодательством государства - члена ТС.

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 77 ТК ТС.

Единые ставки таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.

Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов, совокупного таможенного платежа, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также сроки их уплаты определяются международным договором государств - членов Таможенного союза.

Заключение

Планируется, что к 2020 году Россия будет входить в десятку стран-лидеров по приему туристов. На первом месте окажется Китай, на втором США, а на третьем Франция.

Обычно чем ближе отпуск, а значит возможное путешествие в дальнее или ближнее зарубежье, тем больше вопросов. Не важно, полетите вы на самолете, поедете на поезде или автомобиле, порядок перемещения товаров через границу физическими лицами для личного пользования общий, независимо от вида транспорта.

Гражданам, планирующим выезд за рубеж необходимо знать о том, что с 1 июля существенно изменились правила перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу. Данная сфера регулируется гл.49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу и еще рядом нормативных документов Таможенного союза. Согласно изменившемуся законодательству без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 кг.

Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг:

ь алкогольные напитки и пиво не более 3 литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. В случае превышения (от 3 до 5 литров включительно) таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра;

ь этиловый спирт в количестве до 5 литров применяются ставки таможенных пошлин по единой ставке 22 евро за 1 литр;

ь табак и табачные изделия не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 гр. табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 гр., в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Также при ввозе на территорию Таможенного союза от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства-члена Таможенного союза в наследство за пределами таможенной территории Таможенного союза, признанные наследуемым имуществом (при наличии документов, подтверждающих факт наследования).

Порядок перемещения через границу наличных денежных средств. В соответствии с новыми правилами, физическим лицам можно единовременно ввозить или вывозить через границу Таможенного союза наличные денежные средства и (или) дорожные чеки в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, которые теперь не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, однако могут быть задекларированы по желанию физического лица. При сумме, превышающей указанный лимит, установлена необходимость письменного декларирования (как при ввозе, так и при вывозе).

Ценные бумаги, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат письменному декларированию независимо от суммы.

Следует отметить, что между государствами - членами Таможенного союза физические лица могут перемещать наличные денежные средства, дорожные чеки и ценные бумаги без декларирования.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства РФ №446 от 17.06.10 "О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском"

2. Постановление Правительства РФ №715 от 27.11.03 "Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования"

3. Решение Комиссии ТС №311 от 18.06.10 "Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем"

4. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (от 18.06.2010)

5. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-Ф3

6. Таможенный кодекс таможенного союза (от 27.11.2009)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные понятия, применяемые при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами через таможенную границу ТС и РФ. Особенности оформления, порядок и условия уплаты таможенных платежей. Анализ таможенного законодательства в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2012

    Перемещение товаров для личного пользования. Таможенные операции, совершаемые с товарами. Порядок таможенного оформления, декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами. Уплата таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2013

    Перемещение и декларирование товаров физическими лицами через границу Таможенного союза. Порядок уплаты таможенных платежей физическими лицами. Пошлины и налоги, взимаемые по единой ставке, декларация товаров для личного пользования.

    реферат , добавлен 30.03.2011

    Критерии определения предназначения товаров в таможенном праве. Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования. Временный ввоз и вывоз товаров. Таможенное оформление товаров, перемещаемых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2011

    Характеристика декларирования как составной части таможенной операции. Порядок декларирования товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами. Системы "красного" и "зеленого" коридоров.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2015

    Общие положения таможенного контроля. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, их виды. Порядок перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами. Некоммерческие и коммерческие товары, перемещаемые физическими лицами.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2012

    Оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Схема таможенного контроля ручной клади и багажа пассажиров. Оформление ввозимых валюты и валютных ценностей. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Цели, принципы и способы перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу. Порядок декларирования товаров и взимания платежей за авиаперевозки. Проблема осуществления таможенного контроля в российских аэропортах международного сообщения.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2016

    Правила ввоза и вывоза товаров через таможенную границу. Организация таможенного контроля над перемещением товаров и транспортных средств. Порядок таможенного оформления и контроля. Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2015

    Порядок перемещения физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Особенности таможенного оформления и декларирования товаров и транспортных средств.

Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

4.5. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ

Под перемещением через таможенную границу товаров и /или транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

Участники ВЭД должны знать, что с момента приобретения товаром статуса перемещаемого права пользования и распоряжения им ограничиваются соответствующими требованиями таможенного законодательства.

При ввозе товаров (транспортных средств) на таможенную территорию РФ перемещение начинается с фактического пересечения таможенной границы РФ и завершается выпуском товаров (принятием таможенным органом решения о возможности использования избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры). Соответственно товар, находящийся в процессе таможенного оформления, рассматривается как перемещаемый через таможенную границу РФ.

При вывозе товаров (транспортных средств) с таможенной территории РФ перемещение начинается с момента подачи таможенной декларации или совершения иных действий, рассматриваемых как непосредственно направленные на вывоз товаров (транспортных средств) за пределы таможенной территории Российской Федерации, и завершается фактическим пересечением товарами (транспортными средствами) таможенной границы Российской Федерации (вывозом товаров).

Следовательно, перемещение характеризуется началом, периодом времени и завершением. То есть можно вести речь о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах (транспортных средствах) и перемещенных (выпущенных таможенными органами после ввоза или пересекших таможенную границу при вывозе).

При перемещении товаров через таможенную границу возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, сборов:

1) при ввозе товаров – с момента пересечения таможенной границы;

2) вывозе товаров – с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории России.

При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах.

Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (ст. 9 Налогового кодекса РФ).

Товаром в целях таможенного законодательства является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

В таможенном отношении товар – это:

Предмет таможенного оформления и таможенного контроля;

Объект обложения таможенными пошлинами, налогами.

Главным признаком товаров выступает перемещаемость через таможенную границу РФ.

Следует обратить внимание, что отдельные объекты гражданских прав, такие, например, как результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), не охвачены понятием товаров, применяемым в таможенных целях. Вместе с тем при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, последние также подлежат таможенному контролю, таможенному оформлению и учету при исчислении налоговой базы для взимания таможенных пошлин, налогов.

Важной таможенно-правовой характеристикой товаров является их подразделение на российские или иностранные.

Принадлежность товара к российскому или иностранному используется для целей применения либо неприменения (в рамках отдельных таможенных режимов) мер тарифного и нетарифного регулирования, а также запретов и ограничений неэкономического характера.

Например, поместить под таможенный режим реимпорта можно товары, которые на момент вывоза имели статус российских. В соответствии с ТК РФ использование режима реимпорта предусматривает освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и, кроме того, неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера. Под таможенный режим переработки на таможенной территории могут помещаться только иностранные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

В целом российские товары - это товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, т. е. свободном от ограничений прав собственности со стороны таможенного законодательства.

Критериями приобретения товарами статуса российских могут выступать:

Полное производство товаров на территории РФ;

Выпуск товаров для свободного обращения на территории РФ (т. е. товар, изначально произведенный за рубежом, после ввоза в РФ и уплаты таможенных платежей с соблюдением всех запретов и ограничений приобретает статус российского);

Изготовление в РФ товаров из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ.

Следует обратить внимание на то, что при вывозе российских товаров за пределы таможенной территории РФ они утрачивают статус российских и рассматриваются как иностранные.

В соответствии с ТК все товары, не отвечающие критериям российских, являются иностранными.

В отличие от российских товаров, иностранные товары всегда находятся на таможенной территории РФ под таможенным контролем. Нахождение иностранных товаров под таможенным контролем предусматривает пользование и распоряжение ими только в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ. Данные ограничения, например, могут быть обусловлены требованиями таможенных процедур внутреннего таможенного транзита (ВТТ), временного хранения товаров или требованиями таможенных режимов.

Не относятся к товарам транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и грузов.

Однако если целью перемещения транспортного средства являются его купля-продажа, обмен (бартер), дарение, обеспечение нормальной работы представительств зарубежных компаний, находящихся на территории РФ, то оно подпадает под понятие товара.

Таможенные операции – отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами (в том числе участниками ВЭД) и таможенными органами при их таможенном оформлении.

Таможенные операции равно применяются независимо от стран происхождения, отправления, назначения товаров. К ним следует отнести уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров таможенными органами.

Таможенные процедуры – совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

К их числу относятся, например, внутренний таможенный транзит, временное хранение, порядок выбора и использования таможенных режимов. Таможенные процедуры часто называют таможенными формальностями, их исполнение обычно происходит в процессе таможенного оформления грузов, перемещаемых через границу.

По своей сути таможенные операции и процедуры есть те полномочия, которые должны быть реализованы субъектами внешнеэкономической деятельности либо иными заинтересованными лицами и таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Лицами, совершающими действия по ввозу или вывозу товаров, могут быть как юридические, так и физические лица.

Российские лица – юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей. Иностранные лица – лица, не являющиеся «российскими лицами».

Регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу осуществляется на основе соблюдения участниками ВЭД, физическими лицами, перемещающими товары не для предпринимательских целей, таможенными органами, субъектами околотаможенной инфраструктуры фундаментальных требований, сформулированных ТК РФ и именуемых основными принципами перемещения товаров и транспортных средств.

К этим принципам относятся:

Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств;

Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу;

Обязательность таможенного оформления и таможенного контроля;

Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

Необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовые основы применения в таможенном деле вышеперечисленных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Перемещение товаров через таможенную границу РФ физическими лицами осуществляется в соответствии с общими принципами перемещения, но имеет свои отличительные особенности. Важнейшей особенностью является то, что таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами не для производственной или иной коммерческой деятельности, производится в упрощенном порядке.

Основное назначение упрощенных процедур заключается в облегчении и ускорении порядка прохождения таможенных формальностей физическими лицами, перемещающими товары для личного пользования.

Принцип свободы и равенства прав лиц на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ заключается в том, что все участники ВЭД и физические лица, перемещающие товары не для предпринимательских целей, на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Как правило, никто из участников ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем. Однако реализация данного права невозможна без соблюдения установленных правил и порядка перемещения товаров (транспортных средств) через таможенную границу. Например, возможность таможенного декларирования товаров иностранными лицами (участниками ВЭД) ограничена требованиями ст. 126 ТК РФ, соответственно права отдельных категорий иностранных лиц на перемещение товаров через таможенную границу РФ могут быть реализованы посредством обращения к услугам таможенного брокера.

Под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ понимают:

1) фактическое пересечение таможенной границы;

2) последующее оформление.

Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ представляет собой подачу таможенной декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на экспорт указанных вещей, а также все последующие действия до фактического пересечения ими таможенной границы.

Установление принципа равенства при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит из норм Конституции РФ, которая в ст. 27 закрепляет за каждым человеком право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ.

Кроме того, ст. 34 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности.

Рассмотрим принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Запреты и ограничения могут быть предусмотрены как в соответствии с международными договорами РФ, так и в соответствии с внутренним законодательством России. Действующие запреты и ограничения распространяются равным образом на всех участников ВЭД и физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательских целей через таможенную границу, при этом конкретные запреты и ограничения устанавливаются только в отношении отдельных видов товаров, в том числе товаров, происходящих из определенных стран. В случае если товары, запрещенные к ввозу, все же были ввезены в РФ, то такие товары подлежат немедленному вывозу либо помещаются на склад временного хранения (СВХ) или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, с целью вывоза за пределы Российской Федерации в течение 3 суток.

Запреты и ограничения на перемещение через границу товаров (нетарифное регулирование, запреты и ограничения неэкономического характера) устанавливаются законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под нетарифным регулированием понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения:

Количественных ограничений (квотирование);

Иных запретов и ограничений экономического характера (лицензирование, применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров).

На основании ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами, а также исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры:

Необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

Необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

Применяются для защиты культурных ценностей;

Необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

Необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

Необходимы для выполнения международных обязательств РФ;

Необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

Необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам РФ нормативных правовых актов РФ, касающихся в том числе:

– применения таможенного законодательства РФ;

– представления таможенным органам РФ одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;

– охраны окружающей среды;

– обязательства в соответствии с законодательством РФ вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

– предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений;

– защиты интеллектуальной собственности;

– предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Участники ВЭД должны учитывать, что запреты и ограничения неэкономического характера применяются независимо от заявленного таможенного режима. Применение запретов и ограничений экономического характера зависит от избранного таможенного режима. Эти запреты применяются в рамках таких таможенных режимов, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления. Если товары заявляются под иные таможенные режимы, то к ним запреты и ограничения экономического характера не применяются.

Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах. Подобные нормы можно найти, например, в федеральных законах «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1, «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ и т. д.

Наряду с полным запретом в отношении ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: ограничения в торговле отдельными товарами (товарные ограничения); с отдельными странами или группами стран (географические ограничения); ограничения, действующие в течение определенного срока (ограничения по времени).

Президент РФ устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия РФ в международных санкциях, определяет порядок экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, вводя соответствующие запреты и ограничения.

Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ, ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов в соответствии с определяемым перечнем. При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона. Участники ВЭД должны принимать во внимание, что распределение квоты основывается на равноправии их в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

К иным запретам и ограничениям экономического характера относится лицензирование, которое устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров, реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, выполнения РФ международных обязательств. Лицензия выдается Министерством экономического развития и торговли РФ, которое формирует и ведет федеральный банк выданных лицензий. Порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий определяется Правительством РФ.

Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179, определяет виды товаров, вывоз которых с таможенной территории РФ ограничен. К ним относятся:

1) драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;

2) драгоценные камни и изделия из них;

3) стратегические материалы;

4) вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, специальное снаряжение личного состава военизированных организаций и нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

5) ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения, нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию;

6) боевые отравляющие вещества, средства защиты от них и нормативно-техническая документация на их производство и использование;

7) уран, другие делящиеся материалы и изделия из них;

8) рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

9) яды, наркотические средства и психотропные вещества и др.

Особо надо отметить принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля. Суть его сводится к тому, что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат, во-первых, таможенному оформлению, под которым понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ; во-вторых, таможенному контролю, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Товарами, находящимися под таможенным контролем, признаются российские товары при их экспорте до фактического пересечения таможенной границы РФ, иностранные товары, ввезенные на территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими границы или до их уничтожения. К транспортным средствам закон относит морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство, единицу железнодорожного подвижного состава.

Таможенный контроль осуществляется в таких формах, как:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр (досмотр) товаров и транспортных средств;

6) личный досмотр;

7) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

8) осмотр помещений и территорий;

9) таможенная ревизия.

Рассмотрим принцип пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами.

Как известно, пользование и распоряжение имуществом наряду с владением являются правомочиями собственника. Пользование представляет собой основанную на законе возможность использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; распоряжение – возможность изменения принадлежности, состояния или назначения имущества.

Наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами определяет статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Существует два этапа режима пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами – до и после выпуска товаров и транспортных средств.

Под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и/или распоряжаться товарами в соответствии с избранным таможенным режимом.

Таможенный режим – это таможенная процедура, которая определяет совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на территории РФ либо за ее пределами.

До выпуска товаров и транспортных средств никто не имеет права пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Как только товары и транспортные средства приобретают статус находящихся под таможенным контролем, пользование и распоряжение ими допускаются только в порядке или на условиях, предусмотренных ТК РФ. Таким образом, таможенные органы получают возможность гарантировать сохранность товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и тем самым обеспечивать соблюдение таможенного законодательства.

После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом. Возможность пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, пределы осуществления этих правомочий определяются правовой регламентацией таможенного режима, под который они помещены, т. е. условиями, ограничениями и требованиями таможенного режима.

Например, товары, заявленные к таможенному режиму выпуска для внутреннего потребления, после уплаты таможенных платежей и соблюдения всех установленных ограничений приобретают статус находящихся в свободном обращении. Свободное обращение предполагает оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.

Товары, помещенные, допустим, под таможенный режим таможенного склада, как это следует из содержания режима, хранятся под таможенным контролем. Из этого следует, что участники ВЭД вправе совершать с товарами, находящимися на таможенном складе, обычные операции, необходимые для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии, осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что эти операции не повлекут изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и изменения наложенных средств идентификации.

Иные же операции (взятие проб и образцов товаров, простые сборочные операции, а также операции, необходимые для подготовки товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партий, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции, необходимые для улучшения товарных качеств) могут совершаться только с разрешения таможенного органа. При этом таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на проведение указанных операций только в том случае, если их осуществление повлечет утрату товаров или изменение их существенных свойств.

Предоставление гарантий надлежащего осуществления обязанностей является одним из основных принципов перемещения товаров через таможенную границу. Согласно данному принципу таможенные органы в случаях, предусмотренных законом, вправе требовать от заинтересованных лиц предоставления гарантий надлежащего исполнения возложенных на них обязанностей.

В качестве одной из гарантий называют обеспечение уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей в качестве гарантии надлежащего исполнения обязанностей предоставляется при отсрочке или рассрочке ее уплаты, условном выпуске товаров, перевозке или хранении иностранных товаров, а также при осуществлении деятельности в области таможенного дела. К способам обеспечения уплаты таможенных платежей относятся залог товаров, банковская гарантия, денежный залог, поручительство.

Также в качестве одной из гарантий кодекс называет предоставление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров. Особенность данной гарантии состоит в том, что может иметь место только при выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм или неприменение запретов и ограничений экономического характера.

Перечень гарантий надлежащего исполнения обязанностей не является исчерпывающим и дополняется иными правовыми актами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, предполагает, в частности, соблюдение условий , составляющих содержание запретов и ограничений.

Государства–члены таможенного союза, как и другие государства мира, не могут полностью отказаться от контроля за массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить товары, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д.

Их применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими , так и политическими целями.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения – это комплекс мер , применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

Меры нетарифного регулирования,

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые ,

Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами,

Меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения,

Технического регулирования,

Санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

Целями применения запретов и ограничений являются:

Защита внутреннего рынка, содействие производителям, стимулирование развития экономики;

Охрана жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

Сохранение культурного наследия народов государств-членов таможенного союза;

Необходимость предотвратить исчерпание невосполнимых природных ресурсов с одновременным ограничением соответствующего внутреннего производства и потребления;



Обеспечение национальной безопасности государств- членов таможенного союза

Защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса государств таможенного союза;

Выполнение международных обязательств.

По цели их применения торговые ограничения и запреты можно разделить на две группы: 1) торговые ограничения и запреты экономического характера и 2) торговые ограничения и запреты не экономического характера.

Рассмотрим существующую структуру торговых ограничений и запретов в таможенном союзе.

1. Меры нетарифного регулирования . Согласно п. 17 ч. 1 ст. 4 ТК ТС меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера , которые установлены международными договорами государств таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза

Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003 г. к мерам нетарифного регулирования (торговым ограничениям экономического характера) относит:

Эмбарго - представляет собой запрещение ввоза в таможенный союз или вывоза в другую страну товаров и услуг, валютных и иных ценностей.

Данная мера чаще всего является вынужденной и предпринимается в отношении конкретной страны, исходя из принципиальных соображений, обычно основанных на решениях ООН. Эмбарго применяется исключительно как средство экономического и финансового давления.

Таможенная блокада -состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенных процедур, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По сути это скрытый запрет на перемещение товаров. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Применяется редко и вынужденно как и эмбарго при необходимости поставить ту или иную страну в особые условия, фактически изолировав ее от внешнего мира.

Разрешительная система – порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение , выдаваемое компетентными органами государства-члена таможенного союза.

Квотирование - означает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам.

Такие ограничения, как правило, налагаются на вывоз из таможенной территории таможенного союза товара. Импортные квоты не имеют большого распространения.

Квота – это разрешение, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется.

Однако все, что перемещается сверх этой квоты , облагается обычной или повышенной пошлиной либо вообще запрещается.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

Так, Правительство РФ определяет квоты на экспорт товаров, содержащих драгоценные металлы. Квоты могут реализовываться в процессе проведения специальных конкурсов и аукционов.

Лицензирование разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу таможенного союза не допускается .

Данная мера применяется как самостоятельно, так и в совокупности с квотированием.

Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Оформление лицензии требуется при перемещении каждого вида товара независимо от количества наименований, включенных во внешнеторговый контракт. Лицензии бывают двух видов :

1) генеральная лицензия - оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара,

2) разовая лицензия – выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту сроком на 12 текущих месяцев, начиная с даты выдачи лицензии.

Это наиболее распространённый в Российской Федерации метод торговых ограничений, который осуществляется в следующих целях:

Обеспечение соблюдения внешнеторговых квот;

Обеспечение контроля ввоза и вывоза ряда специфических товаров;

Обеспечение соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами военного и двойного применения.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения

Кроме того, существует перечень товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых иными государственными органами . К таким товарам относятся:

- товары, животного и растительного происхождения , а также оборудование для их перевозки, подконтрольные органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор РФ).

Основанием для ввоза и вывоза таких товаров являются ветеринарные свидетельства или ветеринарные сертификаты;

- товары потенциально опасные для жизни и здоровья человека, подконтрольные органам Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ).

Основанием для ввоза таких товаров являются санитарно-эпидемиологические разрешения или свидетельства о регистрации;

- товары, подлежащие обязательной сертификации , подконтрольные органам обязательной сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование РФ).

Основанием для ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации являются сертификат соответствия, одобрение типа транспортного средства, сертификат средства измерения;

- культурные ценности , ввозимые на основании органами Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росхранкультуры);

- высокочастотные радиоэлектронные средства , ввозимые на основании решения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр»;

- семена сортов растений и племенного материала пород животных, которые ввозятся на основании комиссии селекционных достижений при Министерстве сельского хозяйства России;

- оружие невоенного назначения (гражданское и служебное), ввозимое и вывозимое на основании Разрешений Департамента охраны общественного порядка МВД России.

Лицензии на ввоз и вывоз товаров военного назначения выдаются Комитетом по военно-технической политике Министерства обороны России, а в соответствии с Законом «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ, экспорт товаров двойного назначения осуществляются по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), находящейся в подведомственном подчинении Министерства обороны России.

Очевидно, что все указанные документы выдаются в целях обеспечения торговых ограничений не экономического характера и являются обязательными для осуществления таможенных процедур.

2. Товары, запрещённые к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу с территории таможенного союза . Запрещение к перемещению через таможенную границу таможенного союза отдельных категорий товаров означает, что они не могут ввозиться на территорию таможенного союза и вывозиться из территории таможенного союза свободно, без каких-либо ограничений .

Запрещены к ввозу на территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:

Медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ (с разрешения Минздрава России);

Драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

Печатные и аудиовизуальные материалы, иная изобразительная продукция, которые могут причинить вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, правам собственности, и другим интересам физических и юридических лиц;

Непроявленные фотопленки;

Средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия);

Семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (только с разрешения компетентных органов);

Не могут ввозиться на таможенную территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:

товары, которые:

- не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам,

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством,

Предметы, характеризуемые как опасные потребительские товары.

Запрещены к вывозу из Российской Федерации:

Оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

Наркотические средства и психотропные вещества (только по лицензиям в пределах квот);

Радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;

Драгоценные металлы и камни, за исключением временно вывозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

Представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу (например, рога оленей, сайгаков, маралов);

Непроявленные фотопленки;

Аннулированные ценные бумаги;

Произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза подлежат немедленному вывозу за его пределы. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы таможенного союза.

3. Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия стандартам безопасности качества (товар должен быть сертифицирован).

Ввозимые товары должны соответствовать установленным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям.

Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуги соответствуют определенным стандартам или другой научно-технической документации.

Главная цель сертификации – это подтверждение безопасности товара, которым будут пользоваться внутри таможенного союза. Перечень ввозимых товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

4. Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат :

Отдельные виды сырья, материалов, оборудования, которые могут быть применены при создании вооружении и военной техники;

Химикаты и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия;

Оборудование, материалы двойного назначения, применяемые в ядерных целях;

Генетические материалы, которые могут быть использованы при создании бактериологического и токсического оружия.

Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 388 создана и функционирует национальная система экспортного контроля.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1085, утверждено Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Одной их основных функций этой службы является обеспечение экспортного контроля за вывозом сырья, материалов, технологий и оборудования двойного назначения.

Документом, служащим основанием для экспорта материалов, товаров и технологий двойного назначения является лицензия ФСТЭК.

5. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов .

Помимо торговых ограничений экономического характера, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает применение торговых ограничений не экономического характера.

Так, ст. 32 данного Закона предусматривается применение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и, вводимые, исходя из национальных интересов не экономического характера. Эти меры вводятся если:

Необходимы для соблюдения морали и общественного порядка;

Необходимы для охраны жизни и здоровья граждан;

Относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

Применяются для защиты культурных ценностей;

Необходимы для выполнения международных обязательств;

Необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.п.

При этом документом, разрешающим перемещение товара может являться, как лицензия Министерства торговли России, так и разрешительный документ другой формы.

Применение запретов и ограничений является универсальным и мощным инструментом таможенного регулирования внешнеторговых отношений.

Важнейшая задача в рамках совершенствования таможенного законодательства – не препятствовать , а способствовать развитию позитивных факторов в международной торговле.

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз
государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества
в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений утвержден
Решением Коллегии ЕЭК
от 16 августа 2012 г. № 134 http://www.tsouz.ru/db/entr/norm-prav-doc/ediniy_perechen/Pages/default.aspx