Общеобразовательный проект. Образовательный проект по английскому языку «

19.12.2023

Образовательный проект

по начальному техническому моделированию

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO - конструирование «Лего-парк »

Пояснительная записка

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры ФГОС ДО. Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. LEGO-конструирование и робототехника представляют собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн. Данная технология ориентированна на деятельность. Деятельность – это первое условие развития познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.

Занятия LEGO –конструированием положат начало формированию у дошкольников целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного Проекта позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.

Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дошкольники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Данный Проект имеет научно-техническую направленность и рассчитан на детей 3-7-летнего возраста.

Для детей дошкольного возраста необходимы игровые формы обучения.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, LEGO-конструирование помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Для занятий LEGO-конструированием не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу педагог решает сам, сообразно условиям образовательного учреждения и образовательными возможностями воспитанников.

Конструирование может выполняться воспитанниками в форме проектной деятельности, может быть индивидуальным, парным и групповым.

Можно различить три основных вида конструирования:

  • по образцу
  • по условиям
  • по замыслу

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности

Цели и задачи

Цель:

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO-конструированием.

Задачи:

Обучающие :

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • создать условия для овладения основами конструирования;
  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

Развивающие :

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Условия реализации поставленных задач

Работа рассчитана на детей дошкольного возраста, начиная со 2 младшей группы.

LEGO-конструирование осуществляется в разных видах деятельности: режимных моментах, непосредственно-образовательной деятельности, самостоятельной деятельности.

Кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с родителями.

Ожидаемые результаты

В результате реализации Проекта дети должны

Знать:

  • основные детали LEGO- конструктора (назначение, особенности);
  • простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
  • виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
  • конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
  • конструировать по образцу;
  • с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Метапредметными результатами Проекта является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть предметы (детали конструктора),
  • выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему),
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного,
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей учебной группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям,
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога.

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке,
  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Механизм реализации Проекта

I этап - организационный, его цель- создать условия для реализации проекта, вызвать положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность.

Работа на данном этапе осуществлялась по следующим направлениям:

Во-первых, создана соответствующая предметно-развивающая среда, построенная с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей.

Во-вторых, организована самостоятельная игровая детская деятельность, в которой дошкольники получили опыт создания различных конструкций из LEGO-конструктора. Обязательно обеспечение сохранности постройки на некоторое время (воспитание ценностного отношения к результатам труда).

В-третьих, осуществлено информирование родителей о работе по LEGO-конструированию, привлечение их к участию в совместных мероприятиях с детьми.

II этап - практический, цель – реализация плана работы в соответствии с возрастом детей, овладение дошкольниками способами получения новых знаний в совместной с педагогом и самостоятельной детской деятельности.

Алгоритм деятельности

1. Планирование деятельности, определение результата.

2. Определение конструктивных особенностей модели.

3. Самостоятельное изготовление модели (конструирование).

4.Самоконтроль и взаимопроверка, сравнение собственной модели с образцом, определение ценности изделия (для кого сделано).

5. Анализ готового изделия, оценка работы детей.

6. Обыгрывание детских построек (изделий).

Для развития познавательной и творческой активности дошкольников применялись следующие способы конструирования: по образцу; карточкам с моделями; собственному замыслу; задание воспитателя всем детям; задания ребенка для всех детей и воспитателя; задания детей друг другу; задания воспитателя для родителей и ребенка.

Принцип тематического подхода к планированию работы в ДОУ позволяет интегрировать конструктивную деятельность в содержание других образовательных областей (в блоки «Совместная деятельность с педагогом», «Самостоятельная деятельность детей»).

Деятельность педагога на данном этапе направлена на стимулирование умственной активности детей, оказание индивидуальной помощи, координирование деятельности между всеми его участниками.

III этап - обобщающий, цель - систематизация, структурирование информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов. Деятельность педагога на данном этапе заключается в обеспечении рефлексии и интерпретации результатов мониторинга, определении эффективности работы, определение перспектив и разработка дальнейшей стратегии сотрудничества по данному направлению.

Формами подведения итогов реализации Проекта является участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ.

Обеспечение Проекта

Методическое обеспечение

Для реализации Проекта используются следующие методические материалы:

  • примерное перспективное планирование;
  • методическая литература для педагогов;
  • ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
  • иллюстрации по темам;
  • стихи, загадки по темам занятий.

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий используются наборы конструкторов серии LEGO- DUPLO, магнитные конструкторы КЛИК, СУПЕРМАГ ПЛЮС.

Для более эффективной организации рабочего места обучающегося применяются передвижные площадки с ограниченным периметром и сортировочные контейнеры для деталей.

Методы и приемы, используемые на занятиях

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

Беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

- работа по образцу , - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

- коллективные работы , где дети могут работать группами, парами, все вместе.

При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.

Использование LEGO- для конструктивно-игровых целей

Созданные LEGO-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, LEGO- помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.

Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с LEGO-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей дошкольного возраста отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Созданные постройки из LEGO - можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.

LEGO-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.)

Использование LEGO- в процессе диагностики

Еще одно важное направление применения LEGO- использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.

Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с LEGO-позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Следует учесть, что любая конструктивно-игровая деятельность с LEGO-детей дошкольного возраста требует квалифицированного руководства со стороны педагога.

Мониторинг образовательных результатов

1 . Уровень развития умений и навыков.

  • Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

  • Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения

  • Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения.

Тематическое планирование

Младшая группа

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Высокий – низкий

Задания:

  1. Построим высокую башню
  2. Построим две башенки разного цвета
  3. Высокие и низкие башенки
  1. 4. Повторение Башенки для друзей

Познакомить с приемами соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться. Формировать восприятие цвета. Закреплять знания о цветах (красный, зеленый). Развивать воображение, память образное мышление. Учить самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме. Учить называть размер башенки (высокая – низкая); одинаковое название (высокая желтая башенка – низкая красная башенка)

Октябрь

Узкий – широкий

Задания:

  1. Узкая дорожка
  2. Широкая дорожка
  3. Широкие и узкие дорожки
  4. Повторение

Продолжать знакомить с приемами соединения деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету. Формировать восприятие цвета. Помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет. Учить называть предмет по форме (кубик). Развивать воображение, память, образное мышление. Учить детей называть свойства предмета (красная дорожка). Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться. Развивать умение использовать имеющийся опыт. Развивать умение действовать по представлению

Ноябрь

Короткий длинный поезд

Задания:

  1. Синий поезд для зайчат
  2. Желтый длинный поезд для друзей
  3. Длинный зеленый поезд, короткий красный
  4. Повторение Мы едем, едем, едем

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (длинный зеленый поезд – короткий красный поезд).

Закреплять красный и зеленый цвета. Развивать воображение, память, образное мышление. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме. Закрепить понятия «длинный - короткий». Закрепить с детьми четыре основных цвета.

Декабрь

Транспорт

Задания:

  1. Построим автобус
  2. Построим грузовик
  3. Разные машинки
  4. Повторение

Развивать мелкую моторику рук. Упражнять детей в названии цветов. Развивать воображение, память, образное мышление. Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию. Различать размер и форму предметов.

Январь

Заборчик

Задания:

  1. Построим заборчик для собачки
  2. Разноцветные заборчики
  3. Заборчик для петушка
  4. Повторение

Научить выделять геометрические формы в знакомых объектах. Закрепить знания о размере, высоте, цвете, свойствах (высокий -низкий). Учить детей самостоятельно подбирать детали по размеру (величине). Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик). Учить детей называть свойства предметов.

Февраль

Мебель для кукол

Задания:

  1. Построим стол
  2. Построим стулья
  3. Построим мебель для гостей
  4. Игра «Построй такой же»

Учить выделять знакомые образы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Учить детей строить мебель из четырех кубиков, ставить вертикально, использовать перекрытия из двух кирпичиков. Закреплять основные цвета. Развивать образное мышление, воображение, память. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться.

Март

Домик

Задания:

  1. Построим домик
  2. Построим дом с окошечком
  3. Построим домик с дверью и заборчиком
  4. Повторение «Домики для друзей»

Учить строить домик с окошком из четырех кубиков и двух кирпичиков. Закреплять основные цвета. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать желание трудиться. Развивать образное мышление, воображение, память. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек

Апрель

Наш дом.

Узко и широко.

Задания:

  1. Солнце
  2. Узкая и широкая скамеечки
  3. Узкие и широкие воротца
  4. Праздничные ворота с заборчиком

Учить создавать модель солнца, звезд, используя LEGO. Развивать первоначальный интерес к получению результата. Развивать умение детей подбирать детали по форме и цвету. Воспитывать умение действовать в коллективе.

Май

Лестницы.

Задания:

  1. Построим лесенку
  2. Построим широкую лестницу
  3. Построим горку с лестницей
  4. Построим горку для человечков

Воспитывать желание строить и обыгрывать композицию. Различать размер и форму предметов. Закреплять понятия «узкий-широкий». Формировать сенсорные эталоны. Формировать чувство формы при создании элементарных конструкций. Развивать наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление.

Средняя группа

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Мой город

Задания:

  1. Творческое конструирование (по замыслу)
  2. Башенки
  3. Ворота для большой и маленькой машины
  4. Гараж для большой и маленькой машины

Закреплять навыки, полученные в младшей группе. Развивать творческое воображение, закреплять название деталей, способы соединения деталей.

Октябрь

Наш быт

Задания:

  1. Мебель для комнаты
  2. Мебель для кухни
  3. Мебель для спальни
  4. Конструирование по замыслу

Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Ноябрь

Здоровейка

Задания:

  1. Детская площадка
  2. Горка для ребят
  3. Качели
  4. Турник для занятий физкультурой

Видеть образ и соотносить его с деталями конструктора. Научить использовать различные приемы создания конструкции, соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности

Декабрь

Новый год

Задания:

  1. Сани Деда Мороза
  2. Снежинка
  3. Новогодние игрушки
  4. Дом Деда Мороза

Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, а также преобразовывать предлагаемые заготовки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Январь

Дома

Задания:

  1. Дом фермера
  2. Дом лесника
  3. Дом моей мечты (творческое конструирование)

Закрепить приемы построек сверху вниз. Закрепить умение выделять, называть и классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов.

Февраль

Безопасность на дорогах нашего города

Задания:

  1. Светофор
  2. Узкие, широкие дороги
  3. Автобус
  4. Легковой автомобиль

Закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику руки.

Март

Домашние животные

Задания:

  1. Петух
  2. Собака
  3. Кошка
  4. Будка для собаки

Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

Апрель

Космос

Задания:

  1. Самолет
  2. Ракета
  3. Летательный аппарат
  4. Мы в космосе (творческое конструирование по замыслу)

Учить детей идентифицировать детали LEGO, по образцу соединять их в конструктивную модель самолета. Развивать исследовательские навыки в использовании деталей конструктора. Воспитывать интерес к конструированию 3D-конструкций и участию в совместном проекте «Космос».

Май

Мир природы

Задания:

  1. Животные в зоопарке
  2. Вольер для обезьян
  3. Аквариум для рыб

Закрепить конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения.

Старшая группа

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Моя планета

Задания:

  1. Творческое конструирование по замыслу
  2. Строим дом, в котором мы живем
  3. Детский сад
  4. Стоянка для машин
  5. Автозаправочная станция
  6. Коллективная работа «Город, в котором мы живем»

Закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструкторов

Октябрь

Животный мир

Задания:

  1. Зоопарк
  2. Вольеры для животных
  3. Крокодил
  4. Жираф
  5. Дельфин
  6. Творческое конструирование по замыслу

Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закреплять представление о животном мире, продолжать учить анализировать.

Ноябрь

Транспорт – помощник

Задание:

  1. Трактор
  2. Экскаватор
  3. Тягач
  4. Катер
  5. Подъемный кран

Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость.

Декабрь

Новогодний калейдоскоп

Задания:

  1. Новогодние игрушки
  2. Елка
  3. Подарок своими руками
  4. Дом Деда Мороза
  5. Снегокат

Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Январь

В гостях у сказки

Задания:

  1. «Избушка Бабы Яги»
  2. «Паровозик из Ромашково»
  3. «Замок принцессы»
  4. Герои сказок

Развивать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других

Февраль

Азбука безопасности

Задания:

  1. Пожарная машина
  2. Скорая помощь
  3. Полицейская машина
  4. Светофор
  5. Военная техника – по выбору детей
  6. Коллективная работа «Автопарк»

Привить навык коллективной работы. Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.

Март

Весна шагает по планете

Задания:

  1. Скворечник для птиц
  2. Цветок для мамы
  3. Ледокол
  4. Катер
  5. Корабль
  6. Творческое конструирование по замыслу детей

Научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций.

Научить создавать сюжетные конструктивные образы.

Апрель

Космос

Задания:

  1. Самолет
  2. Ракета
  3. Космонавт
  4. Космический корабль
  5. Звездолет
  6. Творческое конструирование по замыслу детей

Учить создавать 3Dмодель ракеты в соответствии с алгоритмом чередования деталей LEGO 9689 и 9222 с использованием фотографической схемы.

Развивать умение анализировать фотографическую схему и конструировать в соответствии с ней. Воспитывать умение концентрировать внимание на создании 3D-модели.

Май

Праздник весны и труда

Задания:

  1. Робот
  2. Лабиринт
  3. Поезд и шпалы
  4. Работа в парах
  5. Транспорт
  6. Коллективная работа «Огород»

Познакомить с плоскостным конструированием, совершенствовать умение использовать различные приемы и в процессе создания конструктивного образа. Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам.

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Цели

Сентябрь

Урожай

Задания:

  1. Творческое конструирование по замыслу
  2. Трактор
  3. Комбайн
  4. Мельница
  5. Дом фермера
  6. Коллективная работа «Фермерское хозяйство»

Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость. Продолжать учить работать вместе.

Октябрь

Животный мир

Задания:

  1. Муха
  2. Стрекоза
  3. Пингвин
  4. Петух
  5. Страус
  6. Творческое конструирование по замыслу детей

Выработать способность осознанно заменять одни детали другими. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Совершенствовать умение планировать свою деятельность.

Ноябрь

Кто и как готовится к зиме

Задания:

  1. Кормушка для птиц
  2. Берлога медведя
  3. Сельскохозяйственная техника
  4. Грузовые машины
  5. Ферма
  6. Творческое конструирование по замыслу детей

Продолжить развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.

Декабрь

Город мастеров

Задания:

  1. Строительство двухэтажного дома
  2. Мебель
  3. Забор
  4. Гараж для нескольких машин
  5. Коляска для малыша
  6. Коллективная работа «Город маленьких человечков»

Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования.

Январь

Зимние забавы

Задания:

  1. Снегокат
  2. Сани Деда Мороза
  3. Детский городок
  4. Творческое конструирование по замыслу

Продолжить формировать чувство формы и пластики при создании конструкций. Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику/статику в процессе конструирования.

Февраль

Маленькие исследователи

Задания:

  1. Маяк
  2. Подводная лодка
  3. Космический аппарат
  4. Микроскоп
  5. Ледоход
  6. Творческое конструирование по замыслу детей

Закрепить умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию.

Март

Быть здоровыми хотим

Задания:

  1. Ворота для футбола
  2. Вратарь
  3. Тренажер
  4. Турники для гимнастики
  5. Стадион
  6. Коллективная работа «Спортплощадка»

Развивать способность видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Закреплять навыки строить по схемам. Продолжать учить работать в коллективе

Апрель

Космос

Задания:

  1. Ракета
  2. Космический корабль
  3. Космонавт
  4. Луноход
  5. Космическая станция
  6. Творческое конструирование по замыслу детей

Учить использовать базовые формы LEGO-конструктора 9580 и 9222 для создания 3D-конструкций космодрома на основе мультимедийного сопровождения. Развивать конструктивное творчество с целью формирования пространственной системы познания окружающего мира. Воспитывать у детей творческую инициативу в создании вариативных 3D-моделей.

Май

День Победы

Задания:

  1. Обелиск
  2. Танк
  3. Самолет
  4. Корабль
  5. Подводная лодка
  6. Творческое конструирование по замыслу

Развивать способность видеть последовательность, операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

В течение учебного года возможны небольшие изменения в перспективном плане.

Таким образом, LEGO-конструирование – это вид моделирующей интеллектуальной творчески–продуктивной деятельности, обеспечивающей посредством увлекательной созидательной игры гармоничное развитие личности ребёнка-дошкольника. Реализация данного Проекта в образовательном процессе ДОУ обеспечивает насыщенное проживание ребёнком периода дошкольного детства, событийность, сотрудничество взрослого и ребенка, обеспечивает слаженность работы в команде, вырабатывает алгоритм действий для достижения поставленной цели, повышает профессиональный и личностный рост педагогов и родителей.

Список литературы

  1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
  3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
  4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
  5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.
  6. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.
  7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.
  8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
  11. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.
  12. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.
  13. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
  14. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.
  15. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
  16. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
  17. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
  18. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
  19. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
  20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

Пока традиционное образование переживает кризис, сторонники новаторского подхода к получению знаний объединяют усилия в поисках свежих форматов. 28-29 октября петербургский образовательный стартап GameСhangers проводит конференцию Education Engeneering Days , на которой обмениваются опытом представители самых передовых открытых школ, университетов и образовательных летних лагерей из России, Финляндии, Дании, Великобритании и других стран. Участники проектов рассказали «Теории и практики» о своей философии, творческих экспериментах с образовательным процессом и планах на будущее.

Первый в России центр исследования науки и технологий, координирующий исследователей из России и всего мира. STS был создан в 2011 году и с тех пор успел наладить академические связи с университетом Корнелла, Массачусетским технологическим институтом, Институтом политических исследований (Scinces Po, Париж), университетом Экзетер (Великобритания) и Калифорнийским университетом в Дэвисе (UC Davis).

Лилия Земнухова и Любава Шатохина

научные сотрудницы центра

«Центр STS - это образовательная и исследовательская площадка. Он аккумулирует и распространяет передовые идеи, методы и теоретические подходы, которые сегодня существуют в сфере изучения науки и технологий. Сейчас на базе центра реализуются два проекта: совместный проект Государственного Эрмитажа и ЕУ СПб «Этнография музея» и исследование российских IT-специалистов («Russian Computer Scientists at Home and Abroad») при поддержке Министерства образования и науки РФ.

В рамках работы центра мы привлекаем к исследованиям молодых ученых, аспирантов и магистрантов. Они становятся нашими научными сотрудниками по итогам конкурса. Занятия ведут преподаватели разных факультетов ЕУ СПб, а также других российских вузов и исследовательских центров. Центр STS объединяет представителей самых разных дисциплин: антропологии, истории, социологии, политики. М

Обучение и проведение исследований в центре STS - это работа в научном коллективе, лекции, семинары, методологические коллоквиумы, конференции и выездные летние школы. Сейчас в рамках проекта «Russian Computer Scientists at Home and Abroad» также запланирована полевая работа в разных странах и стажировки в ведущих университетах мира. Наша задача - представить многомерную картину того, как работают и живут российские IT-специалисты на родине и за рубежом: в США, Великобритании, Финляндии, Германии, Израиле и Франции. В перспективе, ориентируясь на результаты исследований, мы хотим организовать и ряд практических инициатив, имеющих не только научно-исследовательское, но и социальное значение».

Алина Контарева

стипендиат центра STS

«Учеба и работа в центре STS пригодится тем, кто хочет заниматься правом, политикой в области технологий, научной журналистикой и образованием, экологической экспертизой и т.п. - то есть, работает в сферах, где необходима точка зрения гуманитарных наук на технологии, медицину и естественные науки. Поэтому если вы любите химию или программирование, а у вас диплом филолога, центр позволит найти точки пересечения между этими областями.

Помимо посещения тематических лекций и семинаров, участия в конференциях и чтения огромного количества литературы, каждый студент проводит собственные исследования. В рамках своей магистерской программы в ЕУ и учебы в STS я, к примеру, изучала коммуникативные практики, а также ломографию - в качестве кейса «возвращения» технологий. Сейчас я учусь по PhD-программе и принимаю участие в новом проекте центра, посвященном работе российских программистов на родине и за рубежом».

Peloton - трехгодичный проект, поощряющий сознательное использование энергии компаниями и потребителями. Задача сообщества - поощрять стартапы, которые создают продукты и услуги, позволяющие перейти на разумное потребление энергии.

Мария Ритола

сооснователь Peloton Club

«Peloton Club был основан Demos Helsinki - независимой компанией со штаб-квартирами в Финляндии и Швеции. Мы, ее создатели, имеем большой опыт в области энергетики, исследования климатических изменений, технологий и рынков, разработки концепций и развития каналов коммуникации.

Нехватка ресурсов и изменение климата создают бессчетное количество новых возможностей для предпринимателей, которые хотят помочь людям оптимизировать свои энергетические потребности. Peloton Club - это открытое, динамично развивающееся деловое сообщество. Это единственный в мире стартап, который фокусируется на разумном использовании энергии. Любой человек может присоединиться к нам - в одиночку или вместе со своей командой. Для этого нужно всего лишь иметь хорошую идею, чтобы затем воплотить ее в жизнь с помощью Peloton.

Цель нашего сообщества - снабдить потребителей продуктами и услугами, которые позволят им обеспечить для себя разумное потребление энергии. Фактически, мы создаем то, что помогает обществу перейти на экологически рациональный стиль жизни. А это значит, что Peloton меняет самые крупные и ресурсоемкие рынки мира: рынок товаров домашнего хозяйства, транспортный рынок и рынок продуктов питания.

В своей работе мы используем модель, в рамках которой главную поддержку команды оказывают друг другу сами.

Специально для Peloton Club мы в Demos Helsinki разработали программу под названием Peloton Summer Camp. Ее цель - предоставить стартап-командам пути для продвижения вперед. В рамках программы прототипы энергосберегающих концепций проходят несколько этапов тестирования. Одна из них проходит на Flow - крупном фестивале урбанистики в Хельсинки. А заключительная фаза программы включает в себя подготовку к посещению таких стартап-мероприятий, как Slush (крупнейшее подобное мероприятие в Северной Европе)».

The Public School в Берлине - это школа, в которой сетку расписания формируют сами студенты, оставляя заявку о желании изучать какой-то конкретный предмет на сайте. Студенты, также заинтересованные в изучении этого предмета, голосуют за его включение в расписание. В итоге администрация школы, проанализировав заинтересованность студентов, находит преподавателя и открывает курс. Школа не аккредитована и не выдает дипломы.

Фиона Гойс

член комиссии Public School в Берлине

«The Public School была создана в Лос-Анджелесе в 2007 году и с тех пор существует в нескольких странах по всему миру. The Public School Berlin открылась осенью 2007 года и продолжает работать в настоящее время. Школа обеспечивает основу для самообразовательной деятельности. Это открытая школа без жесткого расписания и учебной программы, в которой каждый при помощи интернет-платформы может сам предложить тот курс, который он хотел бы освоить.

Школа работает по следующей схеме: люди проявляют интерес к какой-либо выдвинутой участниками теме, и организаторы каждой школы анализирует их заинтересованность и открывает реальный курс по изучению того или иного предмета. В Берлине при поддержки The Public School еженедельно проводятся семинары различной тематики, встречи дискуссионных групп и открытые лекции. Каждый, кто принимает участие, может быть как и студентом, так и преподавателем, семинаристом, ведущим занятия на постоянной основе или периодически.

Что касается других вопросов о характере проекта, то поскольку у нас нет постоянного состава - как студентов, так и преподавателей, то говорить о каких-либо достижениях и планах школы очень трудно. Но можно точно сказать, что с 2010 года мы организовали около 50 различных занятий, и пока люди будут продолжать предлагать собственные курсы, школа будет работать и развиваться»

Pixelversity - это экспериментальная open-source платформа для развития людей, занимающихся дизайном, искусством, исследованием городского пространства и активистскими проектами. Организаторы проекта проводят независимые фестивали и акции, объединяющих различных арт-деятелей. Обучение проходит в форме в воркшопов, тренингов, семинаров и экспедиций.

Эндрю Патерсон

координатор и преподаватель образовательной программы Pixelache

«Можно сказать, что наша образовательная программа «Pixelversity» - это сочетание двух элементов: «Pixelache» + Diversity (разнообразие)/University. «Pixelache» - это слово, которое мы стали использовать в качестве термина для описания ощущения передозировки от цифровых медиа. Подобная передозировка очень легко происходит, если содержание медиа слишком скучно и монотонно, если форматы, инструменты и принципы освещения нового сходятся лишь к узким наборам опций. Так же, интерпретацией этого слова может быть - «боль» от чрезмерного цифрового влияния на повседневную жизнь. Мы хотим устранить эту боль. Достаточная мотивация, не правда ли?

Наш образовательный проект основан на обучении, построенном на обмене опытом людей, близких по интересам. Мы выступаем за трансдисциплинарность и хотим учить людей реализовывать свои проекты на практике и воплощать их вместе.

При помощи своих идей мы поддерживаем всех, кто хочет развиваться в широком круге экспериментального искусства, дизайна, проектных исследований, пытаясь содействовать как и образовательному процессу, так и практическому применению приобретенных навыков.

Мы проводим множество свободных и неформальных мероприятий с участием местных, региональных и международных специалистов, студентов и обычных людей. У нас нет никакой иерархии во взаимоотношениях между учителем и учеником - мы вообще не используем такие термины. За время нашего существования нам удалось расширить наши сети и начать проводить в разы больше открытых творческих мероприятий.

Мы могли бы прекратить делать нашу образовательную программу в любое время, но для нас важно продолжать работу. В 2014 году мы планируем заняться деятельностью связанной с медиа, переработкой материалов и преображением социально-городского пространства».

BarnCamp - летний образовательный лагерь для людей любого возраста, существующий с 2008 года. Он возник на базе проекта HacktionLab , объединяющего технологических активистов. Программа лагеря рассчитана на три дня и в нее включены семинары, дискуссии, практические сессии и лекции на тему новых технологий и их использования общественными и городскими активистами.

Мик Фазз

один из организаторов BarnCamp и летнего лагеря HacktionLab

«BarnCamp - это летний лагерь, со специфичной первоначальной целью: делиться знаниями о создании образовательного пространства не в пространстве города, а на лоне природы. С течением времени сформировалась более широкая цель проекта - собрать в одном месте людей, заинтересованных в программном обеспечении, интернет-технологиях и их влиянии на социальную жизнь людей.

Мы хотим предоставлять открытое образовательное пространство, в котором люди будут говорить о технологиях доступным языком, и в котором образовательные процессы будут сочетаться с весельем. BarnCamp - это не просто образовательная площадка, но и хорошее место для летнего отдыха на природе. Наш проект - как праздник, как фестиваль, где главную роль, вместо музыки, играют технологии. Мы хотим дать почувствовать сильный вкус технологического веселья.

Ежегодно в лагере принимает участие около 100 человек. И мы рады размеру нашего лагеря. Нам нравится, что создается доверительная атмосфера и что почти все участники программы успевают познакомиться между собой. Многие люди находят здесь единомышленников, с которыми после создают проекты, выпускают книги и запускают сайты. Так что это хорошее место для коллабораций.

Специально форсировать увеличение размеров лагеря мы не хотим, но с готовностью поможем другим людям устраивать подобные мероприятия, если они обратятся к нам за советом. Мы хотим делиться идеями».

The Kaospilots - это одновременно бизнес- и дизайн-школа, дающая разностороннее образование будущим творческим лидерам и предпринимателям. Она предлагает программы как для студентов, так и для состоявшихся специалистов.

Мортен Ноттельманн

выпускник и сотрудник школы

«Школа Kaospilots организована не так, как традиционные университеты или школы с постоянным штатом учителей. Наши студенты собираются в «команды», и у каждой команды есть свой тимлидер, который следит за общим благополучием команды и отдельных участников и курирует образовательный процесс в соответствии с нашим расписанием. Как правило, они не преподают сами, но приглашают гостевых педагогов по самым разным специальностям и работают в тесном диалоге с ними. Учебные семестры сильно различаются в зависимости от набора предметов и состава преподавателей.

Мы пытаемся возродить классический девиз легендарного педагога Песталоцци: «преподавать нужно руками, сердцем и головой». На практике это означает, что мы уделяем равное внимание мыслительному процессу, делам и ощущениям, сочетая короткие периоды теории с личными исследованиями и действиями, сопровождаемыми диалогами и осмыслением. Наши студенты учатся быть лидерами, занимаясь боксом и танцуя танго, развивают личную мотивацию с помощью рисования и стрельбы из лука, но у нас есть и более традиционные лекции. Воркшоп и исследование собственных возможностей - важные элементы в работе каждого класса. Также важно упомянуть, что мы стимулируем студентов «смотреть по сторонам». Это означает, что процесс обучения неформально происходит и между студентами: они делятся друг с другом разными навыками, которые не всегда входят в нашу официальную программу. Все студенты имеют 24-часовой доступ к нашим зданиям и помещения всегда гудят из-за импровизированных мастер-классов по чему угодно - от брейкданса до программирования.

У нас нет фиксированной целевой аудитории, но мы рады людям с открытым умом, добрым сердцем и большим запасом жизненных сил, что означает, что они не сдадутся в первый же момент, когда встретят сопротивление. Мы прежде всего хотим дать им знание своих возможностей, большую сеть профессиональных связей и набор отточенных навыков. В Kaospilots мы часто говорим своим студентам, что они не должны ожидать, что кто-то придумает вакансию специально для них. Если мы создаем свою программу образования, чтобы ответить на меняющиеся запросы рынка труда, мы не делаем им никаких скидок. Мы хотим, чтобы наши студенты были частью будущего и бросали вызов статусу-кво.

Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы распространить наши знания для более широкого круга людей. Сейчас у нас работают две школы - в Дании и Швейцарии, и мы хотим расширяться - особенно интересно узнать, что мы можем сделать в неевропейских частях света».

GameChangers - бесплатная межвузовская программа для студентов и представителей бизнеса, науки и государственной власти, которые хотят кому-то передать свой опыт. Сперва проект фокусировался только на вопросах IT-бизнеса, но сейчас открылись и другие направления: предпринимательство в области биоинформатики и биотеxнологий, цифровые производственные лаборатории, экосистема бизнеса, будущее образования.

Сергей Дмитриев

cоздатель GameChangers

«На английском название программы звучит так: Ad-hoc Education and Research Program GameChangers». Ad-hoc - это «по случаю», «по ситуации». В «геноме» GameChangers заложена способность быстро адаптироваться под контекст. Мы можем в любой момент изменить формат работы и часть тематических планов, заменить экспертов. Для современного образования это необычно. Сейчас университеты напоминают вокзалы, где программы обучения точны, словно расписание поездов, а роль людей ограничена. Но GameChangers - это не поездка по железной дороге, а скорее автостоп. Ответственность за «путь» тут лежит на самом человеке и на его «попутчиках».

Мы не учим, мы создаем среду для развития и пробуждаем в участниках предпринимательский подход к обучению и работе. Такая среда требует проактивности. Уже на этапе отбора кандидат узнает, что от его действий зависит многое. Также с первых дней обучения мы размываем грань между студентами, кураторами и экспертами, и вместо того, чтобы старшие учили младших, мы вместе занимаемся исследованием интересных нам глобальных областей. Вот почему один из главных инструментов в GameChangers - это английский язык. Практически вся текстовая коммуникация у нас идет именно на нем. Форматы обучения есть разные: очные семинары, домашние задания и квесты (большие групповые задания), рейтинги, экзамены, выпускные проекты, встречи с кураторами, неформальные мероприятия, совместные с партнерами открытые семинары.

В этом учебном году мы не стали делать набор на основную программу и сосредоточились на работе с выпускными проектами нынешних студентов. К зиме фокус сместится на открытые мероприятия и публикацию материалов об индустрии IT, которых за три года у нас накопилось немало, и подготовку следующего сезона».

Михаил Винк

выпускник и куратор международного направления GameChangers

«До обучения у меня было три бизнеса в области IT. Но программа дала мне возможность посмотреть на эту отрасль под другим углом. Я понял, что мне интереснее работать над масштабными задачами, а не играть в предпринимателя в своей небольшой (хоть и уютной) песочнице. Я закрыл, передал или продал все проекты, которые у меня были на тот момент, уехал путешествовать по Европе и Средней Азии на пару месяцев, а затем вернулся и пошел работать в компанию JetBrains на позицию Product Marketing Manager. Также я курирую международное направление GameChangers, работаю со студентами и планирую стратегию активности».

В подготовке текста также принимали участие Наталия Киеня и Дарья Варламова.

Образовательный проект "Пусть слово звучит" для школьников с 6 по 11 класс


Золотухина Варвара Георгиевна
Описание работы: Данный проект разработан для детей старшего школьного возраста. Направлен на формирование интереса старших школьников к классической литературе и чтению посредством занятий актерским мастерством.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: 5 лет.
Участники проекта:
- участники коллектива, школьники старшего школьного возраста;
- руководитель коллектива;
- родители.
Актуальность темы:
Чтение – один из важных факторов развития личности. С самого раннего возраста человек познает мир не только благодаря собственному опыту, но и посредством чтения. Правильно выбранные книги развивают у человека не только грамотную речь, мышление, воображение, но и активную гражданскую позицию, патриотизм, гуманность.
Проблема: В последнее время, к сожалению, наблюдается тенденция снижения интереса подростков к чтению классической литературы. Если они и выбирают в качестве развлечения книгу, то как правило литературу, несущую минимум художественной ценности.
Цель проекта: формирование интереса подростков к чтению классической литературы.
Задачи проекта
Коммуникативное развитие.
1. Создать сплоченный творческий коллектив.
2. Развить творческое мышление подростков.

1. Формировать навыки сценического мастерства и художественного чтения.

1. Активизировать интерес молодежи к чтению классической литературы, посредством занятий сценической речью и актерским мастерством.
2. Формировать определенные взгляды, вкусовые предпочтения в выборе литературы для чтения.
3. Популяризировать среди молодежи жанр художественное слово.
Подготовительный этап:
- Набрать участников проекта среди школьников, желающих заниматься актерским мастерством.
- Открытый урок на тему традиций театрального мастерства в России.
- Обратиться к родителям, с просьбой принять активное участие в реализации проекта «Пусть слово звучит».
Формы организации проекта:
1. Беседы.
2. Игры- тренинги.
3. Групповые занятия.
4. Индивидуальные занятия сценической речью
5. Активная практика выступлений на публике.
6.Участие в гастрольной практике.
7. Групповые походы в театр.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:
1. Опрос – беседа детей по проблеме.
2. Выявление «пробелов» в знаниях.
3. Определение целей и задач.
4. Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – практический:
1. Групповые занятия:
- Игры-тренинги
- Работа над постановками спектаклей
- Работа над постановками музыкально-поэтических композиций
2. Индивидуальные занятия:
- Специальные тренинги, направленные на развитие сценической речи
- Подбор чтецкой программы
- Анализ выбранного произведения.
- Работа над художественным чтением выбранного произведения.
3. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
III этап - заключительный:
1. Подведение итогов проведенной работы.
2. Выпуск полноценных спектаклей.




3. Регулярная сценическая практика, применение полученных навыков в массовых мероприятиях города и района.


Работа с родителями: Приглашение родителей на мероприятия, в которых принимают участие их дети, организация совместных гастрольных поездок, организация совместных культурных походов в театр.
Схема проекта
Коммуникативное развитие.
Игры-тренинги, развивающие коммуникабельность: игры на доверие - «Падения», «Ведущий-ведомый», «Мастер-глина»; игры на знакомство - «Передай свое имя другу», «Добрый вечер», «Машинка» , «Зеркало» и другие.
Игры-тренинги, развивающие творческое мышление: «Муха», «Черный ящик», «Придумываем историю с предметом», «Король», «Строим декорации» и другие.
Данные занятия должны проходить в теплой, непринужденной обстановке, сопровождаться беседами, юмором, повышением доверительных отношений внутри коллектива.


Развитие сценического мастерства
Игры-тренинги, обучающие актерскому мастерству: «Занимаем равномерно пространство», «Взрывы», «Веревочка», «Коса-бревно» и другие.
Актерские этюды: «Я в предлагаемых обстоятельствах», «Предметы», «Механизмы» и другие.
Тренинги, развивающие дикцию и постановку голоса: Мимическая гимнастика, дыхательные упражнения по методике А.Н. Стрельниковой, работа со слоговыми таблицами, скороговорками, игра «Со вьюном я хожу» и другие.
Репетиции спектаклей, литературных композиций.

Художественно – эстетическое развитие
Чтение художественной литературы.
Организация самостоятельного поиска подростками чтецкой программы.
Походы на спектакли, литературные мероприятия.
Совместные беседы, дискуссии о просмотренных мероприятиях.
Участия в конкурсах, фестивалях, городских мероприятиях.
Гастрольные поездки.
Проведение поэтических дуэлей.
Ожидаемые результаты.
Дети: Участие подростков в этом проекте позволит расширить их кругозор, разовьет интерес к чтению классической литературы, повысит интерес к жанру «художественное чтение».
Родители: Повышение уровня общения с детьми, установление доверительных отношений.

Образовательные проекты являются теоретической и практической работой, которая связывает учеников и учителей. Они ориентируются на инновацию, новые пути решения рассматриваемой проблемы.

Инструкция

Как правильно составлять образовательные проекты? Для начала необходимо подобрать тему, которая будет в нем рассматриваться. Она должна быть не только интересной, но и иметь практическое значение. Тема согласовывается с учеником, который станет основным автором будущего проекта.

Разработка образовательного проекта предполагает составление плана действий. Также требует выделения вступительной части, основного содержания, заключения. В зависимости от того, какие выбираются темы образовательных проектов, они могут быть только теоретического характера либо содержать полноценную практическую часть.

Если работа подразумевает обобщение педагогом деятельности, в ней должны быть указаны примеры внедрения технологии, полученные результаты.

Помимо целей, задач, также в работе должны быть указаны методы, применяемые автором.

Пример работы учителя

Педагогический проект в образовательном учреждении может быть внеурочного характера, направленный на формирование у подрастающего поколения навыков проектной и исследовательской деятельности. Например, почетный работник общего образования Некрасова С. М. (Архангельская область) разработала проект, названный автором «Исследовательский клуб «Поиск». В чем заключается инновация автора?

Пояснительная записка

Рассматриваемый инновационный образовательный проект в полной мере отвечает требованиям федеральных стандартов второго поколения. Он направлен на воспитание гармонически развитой личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном социальном обществе.

Метод образовательных проектов, используемый автором, позволяет ему решать задачу, поставленную перед ним современным обществом - формировать творческую личность ребенка. Каждый школьник имеет определенные таланты и способности, которые он может проявлять в исследовательской деятельности. Основной задачей педагога является умелое руководство деятельностью школьников.

Темы образовательных проектов, предлагаемые ребятам, должны быть им интересны. В противном случае педагогу сложно будет добиться максимального погружения ребенка в тематику исследования.

Цель и задачи педагогического проекта

Любой проект образовательных программ предполагает постановку определенной цели и задач. Например, при организации исследовательского клуба «Поиск» учитель пытается дать ребятам новые представления о единстве материального мира. Основными задачами, которые подразумевает данный проект, будет знакомство подрастающего поколения с основными этапами проведения исследования, а также самостоятельная практическая деятельность.

Все образовательные проекты, создаваемые школьниками, предполагают выявление определенной проблемы, выдвижение собственной гипотезы, которую необходимо проанализировать по мере работы над проектом.

Целостная программа по проектной и исследовательской деятельности, используемая в рамках внеурочной деятельности, позволяет выявлять и развивать талантливых и одаренных детей, стимулировать познавательный интерес у обучающихся к исследовательской сфере.

Значимость проекта

Актуальность проекта состоит в учете индивидуально-типологических особенностей каждого школьника, привлечении их к внеурочной деятельности. Создание образовательных проектов с педагогом, представителями высшей школы позволяет ребятам получать практические навыки, вести научную дискуссию. При этом наблюдается саморазвитие и самосовершенствование, личностный рост ребенка, формирование его мировоззрения.

Проект клуба «Поиск» рассчитан на старшеклассников, предполагает проведение двух занятий в неделю. В программе выделяется три компонента: подготовительный, основной, заключительный. Этот проект образовательной деятельности реализуется в течение учебного года. Наполняемость группы составляет от пяти до пятнадцати человек.

Среди отличительных особенностей отметим большой научный диапазон, формирование личностных качеств талантливых учащихся, самостоятельную исследовательскую деятельность, использование различных видов информации.

Теоретическая основа проекта

Любой проект образовательного процесса предполагает применение теоретических и методологических аспектов. Например, проектные и исследовательские технологии анализировались в трудах Толстого, Вахтерова, Ушинского. Важность и актуальность школьных исследований подчеркивал А. М. Матюшкин, Л. В. Занков, а также Д. Б. Эльконин. Образовательные проекты, касающиеся проектной и исследовательской деятельности школьников, предполагают учет психологических особенностей детей различного возраста. Основной идеей педагога, специализирующегося на внеурочной проектной и исследовательской деятельности школьников, могут стать слова О. Холмзы: «Мир всегда готов принять талант с распростертыми объятиями».

Образовательные технологии

Такой проект образовательной организации предполагает применение инновационных педагогических технологий. Так, в деятельности исследовательского клуба «Поиск» применяются информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. Особое значение уделяется технологии диагностического развивающего прямого обучения А. А. Вострикова, развивающего обучения Л. Г. Петерсона.

Среди приоритетных направлений, применяемых в деятельности педагога-исследователя, отметим внедрение коммуникативных и информационных технологий.

Педагог создает оптимальные условия для формирования интеллектуальной, творческой личности, способной к социоориентации посредством проектной и исследовательской деятельности.

Благодаря интеллектуальному общению подрастающего поколения с представителями науки, власти, возникает взаимосвязь поколений.

Требования к участникам проекта

К учащимся, вовлекаемым в этот образовательный проект, предъявляются определенные требования:

  • школьники должны самостоятельно проектировать и проводить исследование;
  • осуществлять качественную обработку и анализ полученных результатов;
  • овладеть навыками практической деятельности;
  • формулировать выводы по проведенной работе.

Подготовительный этап предполагает знакомство с методиками и техникой проведения эмпирического исследования, сбора научных данных. Педагог поясняет воспитанникам важность правильного проведения школьных проектов и исследований.

Самым значимым этапом данного педагогического проекта является построение самостоятельной образовательной траектории для каждого ребенка. Выбрав гипотезу для исследования, подобрав методики, изучив теоретическую базу, под руководством педагога школьник переходит к непосредственной деятельности.

На заключительном этапе предполагается проведение самооценки, презентации полученных результатов перед другими школьниками.

Как составить самостоятельный школьный образовательный проект? Примеры работ ребят помогут найти ответ на этот вопрос.

Проект по сравнению характеристик электрического и бензинового автомобильного двигателя

В связи с серьезным ухудшением экологической ситуации на нашей планете нужно искать альтернативные источники энергии, чтобы при их сгорании не выделялось много углекислого газа в земную атмосферу.

Миллионы личных транспортных средств передвигаются по улицам городов, создают многокилометровые «пробки», сжигают впустую дорогой бензин. При этом в воздухе существенно повышается содержание выхлопных газообразных веществ.

В крупных отечественных центрах автомобильные выбросы СО/СН в атмосферу существенно превышают вещества, поступающие при работе промышленных предприятий. В составе выхлопных автомобильных газов содержится много веществ, негативно отражающихся на здоровье людей.

В те моменты, когда автомобиль совершает резкие маневры, выделяется в десять раз больше несгоревших веществ, чем при стандартном варианте работы. Выхлопные газы оказывают негативное воздействие на психику детей и подростков.

Актуальность проекта объясняется постоянным возрастанием количества машин на городских дорогах, увеличением содержания углекислого газа в земной атмосфере. От того, как мы, подрастающее поколение, будем относиться к этому вопросу, зависит будущее Земли.

Цель проекта: выявить зависимость между видом двигателя и экологичностью транспортного средства.

Задачи работы:

  • Анализ основных типов двигателей, установленных в современных транспортных средствах.
  • Проведение сравнительного анализа экологичности разных двигателей.
  • Оценка состава выхлопных газов, токсичности продуктов от функционирования транспорта, воздействия выхлопных газов на здоровье человека.
  • Формулировка предложений по модернизации выпускной системы автомобилей.

Объект исследования: виды автомобильных двигателей.

Предмет: экологические характеристики разных автомобильных двигателей.

Новизна проекта заключается в сравнении экологических характеристик электромобиля с бензиновым двигателем.

Гипотеза: в отличие от бензинового двигателя, электромобиль обладает высокими экологическими характеристиками. При его работе не наблюдается увеличения количества углекислого газа в земной атмосфере.

Бензиновый двигатель является особым видом поршневого двигателя внутреннего сгорания, где осуществляется процесс воспламенения смеси воздуха и топлива, причиной которого является электрическая искра.

При его работе в атмосферу движется существенное количество углекислого газа, попадают в нее и несгоревшие органические углеводороды.

Оксид углерода (2) при соединении с гемоглобином крови негативно действует на передвижение кислорода в разных тканях организма. В составе таких газов есть альдегиды, имеющие резкий запах, вызывающий раздражение.

В неисправном двигателе образуется огромное количество сажи и смолы, что разрушает атмосферу нашей планеты. Важно срочно принимать активные меры для того, чтобы избежать этой страшной беды.

Воздух, в котором находится существенное количество отработанных газов, негативно действует на здоровье подрастающего поколения, уничтожает зеленые кустарники.

В ходе экспериментов было доказано, что при действии на женщину на ранних сроках беременности таких выхлопных газов проявляются серьезные отклонения в развитии ребенка.

Американские учёные подтвердили связь между выхлопными газами и снижением памяти, внимания.

Электрический двигатель не предполагает применения бензина, поэтому не выделяет в атмосферу вредных газов. Многие инженеры считают их транспортом с максимальным коэффициентом полезного действия. Автомобиль не нуждается в коробке передач, в нем сразу развивается максимальный крутящий момент.

Среди основных преимуществ электромобиля нужно упомянуть незначительные расходы на его обслуживание, эксплуатацию машины. В аварийной ситуации электромобили взрываются очень редко, а для их периодической подзарядки можно использовать обычную электрическую сеть. Не нужны в электромобиле механические тормоза, при работе которых выделяется в атмосферу существенное количество выхлопных газов.

Для оценки технического состояния автомобильного транспорта была проведена оценка автомобилей с целью определения количества выбросов СО/СН в земную атмосферу. Эксперимент проводился в разное время года, при различных температурных показателях.

Провести сравнение электрических типов двигателей не удалось по причине их отсутствия. В ходе проведенного эксперимента установили зависимость между годом выпуска автомобиля, его техническим состоянием, а также количественным показателем выбросов СО/СН в атмосферу.

Гипотеза, поставленная в начале проекта, подтвердилась. Удалось подтвердить связь между типом двигателя и количеством вредных выбросов в атмосферу планеты.

Новые бензиновые автомобили полностью соответствуют ГОСТу (Р41.83-99), а транспортные средства с пробегом нуждаются в дополнительной регулировке уровня СО/СН. В ходе работы была подтверждена серьезная угроза атмосфере планеты от передвижения по городам подержанных машин. Электродвигатель можно считать экологически безопасным видом автомобильного двигателя.

Для снижения риска выбросов в атмосферу диоксида углерода необходимы специальные государственные программы, например развитие энергосберегающих технологий, в том числе уменьшение количества бензиновых двигателей, увеличение числа электрических агрегатов.

Пример приведенного школьного проекта содержит все основные элементы: введение, постановку целей и задач, основное содержание, подведение итогов, анализ полученных результатов.

Безусловно, тематика индивидуальных исследований, выбираемых школьниками для проведения самостоятельной работы, должна значительно отличаться. Тема выбираемой им работы должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, сфере его научных интересов. Педагог старается учитывать также практические умения и навыки, которыми обладает школьник до начала работы над проектом.

Заключение

Образовательные проекты стали особенно актуальны в российских школах в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Для того чтобы педагог мог в полном объеме справиться с теми задачами, которые поставлены перед ним современным обществом, ему важно не только самому разрабатывать и внедрять в деятельность разнообразные проекты, но и активно вовлекать в такую работу воспитанников.

Среди главных отличительных особенностей проекта выделим его актуальность, значимость для определенной целевой аудитории, а также возможность практического внедрения.